спрашивает: Алина (Пермь)
Здравствуйте, меня зовут Алина, мне 17 лет, учусь в колледже, стараюсь на отлично. В школе всегда очень сильно старалась, так сильно хотелось стать отличницей, но всегда мне ставили 1 или 2 четверки, по татарскому языку и литературе, первый курс колледжа я закончила на одни пятерки. Но проблема в том, что хоть я и учусь, стараюсь, когда приходит время экзаменов, со мной что-то не так. Я не могу на экзаменах преодолеть свой страх. У меня начинают трястись руки, ноги, я начинаю все забывать, когда мне начинают задавать наводящие вопросы, начинаю ещё сильнее нервничать, и говорить, заикаясь, вспоминаю резко и самое основное, но подробно рассказать не получается, и сдаю все на тройки. Потом когда я ухожу с экзамена, сижу и все, что я должна была сказать наплывает мыслями, и мысли о том, что "почему я не ответила нормально, я ведь готовилась, я ведь на самом деле знала". Меня это очень беспокоит. Я не хочу, чтобы преподаватели разочаровывались во мне и говорили "не стыдно", ведь в группе первая по рейтингу.
Хорошо я учусь лишь благодаря своим стараниям, без этого была лишь бы троишницей. Я не сказала бы, что я очень умная.
Так со мной происходит ещё со школы, когда я рассказывала стихотворения, представляла проекты и т. д.
Но я не всегда была такой. На самом деле, может показаться, что я зажатый человек, но я очень общительная, дружелюбная, бывают наглая.
Бывали случаи, когда я смогла перебороть свои страхи, это было на втором устном пробном экзамене по русскому в 9 классе, я зашла в кабинет, села полностью спокойной, ни на кого не обращала внимания, как во сне. Когда сдала, я как будто очнулась, сама не поняла что случилось. Учителя очень удивились, они привыкли моей манере рассказывать. Перед тем как я зашла в класс, со мной это все проходило, и живот болел, и есть хотелось, руки дрожали, ноги подпрыгивали. Но как получилось перебороть себя, я не знаю.
Ещё я знаю, что бояться нечего, но моё тело меня не слушается. По идее, я должна была бы уже привыкнуть, я первая в списке всю жизнь, стихи, проекты я всегда рассказывала первая, даже когда не по списку, я все равно иду первая, также и на экзаменах и зачётах. Никто не хочет быть первым, "подопытным кроликом", никто не идет первым по желанию, и это тратит время преподавателя и других, ведь надо сдать всем 30-ти студентам, и у меня откуда-то берется смелость идти первой, хотя я боюсь сильнее всех, они смотрят как я сдаю и потом начинают подтягиваться потихоньку. А кто-то и вовсе не сдает, т. к. думает раз я не смогла, значит и они подавно.
Я уже заканчиваются второй курс, наступает время экзаменов, зачетов, я не знаю, что мне делать?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Алина, здравствуй !
Страх перед экзаменом может быть связан с завышенными ожиданиями , когда принципиально важно получить хорошую оценку. Ты пишешь, что не хочешь, чтобы преподаватели разочаровались в тебе, это означает, что считаешь, что у преподавателей пристальное внимание к тебе и боишься стыда , если не будешь соответствовать какой-то планке.
Помимо экзаменов, есть еще страх публичных выступлений, эти два страха связаны, ведь здесь тоже считаешь, что идет оценивание тебя.
Что нужно сделать? Признать, что оценка других людей не так важна для тебя и также признать, что нет к тебе такого пристального внимания, что для преподавателей примерно одинаковы все студенты и они просто на работе, экзамен, это часть из работы и не более.
Другими словами, снижай важность всего происходящего. Экзамен, это всего лишь оценка знаний и если ты учила, то в любом случае, сдашь на проходной балл.
Кроме того, могу порекомендовать тренинги по преодолению страха публичных выступлений
С уважением,
Елена