спрашивает: Анжелика (Воронеж)
Здравствуйте! Меня зовут Анжелика, мне 25 лет. По образованию я учитель изобразительного искусства, рисую хорошо . Пошла за старшей сестрой, мы обе рисуем с детства, сначала в садике рисовали, потом художественная школа, затем университет. Теперь сестра работает учителем в художественной школе, и я тоже хочу туда пойти. Но, дело в том, что я не только умею рисовать, но я ещё и хорошо пою ( многим нравится мой голос). И в детстве, я ходила в музыкальную школу, но проучилась 3-4 месяца ( программа оказалось сложной). Но в памяти остался эта атмосфера: пианино и хор. И, мама мне сказала, что у меня есть слух ( я действительно попадаю во все ноты и могу без труда спеть любую мелодию). И, когда я училась в университете я решила попробовать петь, но с педагогом. И она меня взяла к себе, мы занимались 2 года. Мне понравилось. И, однажды она предложила спеть на публике, на празднике определенную песню. Я сначала согласилась, а потом подумав, отказалась. Потому что знала, на публике я спеть не смогу. Я жутко боюсь толпы, и, даже когда надо было выступать в колледже или в универе перед аудиторией я всегда краснела, ноги жутко тряслись, усиливалось сердцебиение. Мне было очень страшно! И, вот теперь я думаю, как мне дальше развиваться, ведь если поешь, то нужны зрители, а иначе зачем это делаешь? И, даже представить не могу, что будет со мной, если я стану певицей? Куча людей вокруг, толпы каждый день. Я даже фотографии свои в сети не публикую, и , мне страшно, когда на меня смотрят! Как же преодолеть этот страх? Или я просто такая по натуре, и, если страшно, то лучше не лезть туда?
Как преодолеть свои страхи? Стоит ли петь?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Анжелика.Очень сочувствую.На мой взгляд,сначала надо определиться в уровне толпы,восхищающейся Вами как кумиром.Учитывая возраст,стать знаменитой певицей России ,наверное,не удасться.Надо иметь связи,деньги,дорогих продюсеров.Наверное,певицей Вы можетет стать в местной филармонии.Это реально.Там можно расти,найти свой оригинальный способ выразительности и,например,лет через пять-десять стать узнаваемой и ездить на гастроли.Такой способ реализации мне понятен.Но,что бы стать заметной,дожна быть яркая и оригинальная подача песни.Но,она не будет ни яркой,ни оригинальной,если на сцене дрожат коленки.Вы не сможете раскрыть тему песни,если будете скованной,тяжеловесной,ограниченной в пространстве.В норме,Вы идете за мелодией,забывая,кто Я и где Я.Важно раствориться в песне.Только так Вы добьетесь восторга и аплодисментов.А теперь мы подошли к вопросу-Как избавиться от волнения на сцене.Я не беру во внимание косметические методы(йога,постановка когнитивных целей,сила воли и так далее).Они не надежны,если хотите многого достичь.Нужна личная разговорная психотерапия.С психоаналитиком.Тогда Вы пройдете в терапии актуализацию детского стыда,после этого его отпустите и утилизируете навсегда.Плюс,в терапии Вы научитесь быть той свободной,легкой,непринужденной девушкой,у которой есть только одна цель-ИДТИ ЗА ПЕСНЕЙ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕМ.То есть,в терапии Вы получите реальную свободу,не зависимость,автономию,шлейф инструментов для самовыражения себя,голоса,песни.Вы откроете новые тонкости своей души,а этим дадите тонкую,оригинальную окраску песне.При богатом запасе внутреннего ресурса Вы станете заметной в творчестве личностью.При таком раскладе я скажу-Да,этим можно заняться.И стать певицей.Но,если не избавиться от ложного стыда и тревоги,то лучше не начинать.Занимайтесь привычным художеством.Если будет основательное желание избавиться от стыда и запеть,обращайтесь.Я специализируюсь в подобных вопросах и смогу,с удовольствием, помочь.
Психолог
Здравствуйте, Анжелика! Ваша тревожность имеет под собой основание— это страх.
То, что вы описываете похоже на страх перед людьми — страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения.
Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу — это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих, обида и непонимание по отношению к окружающим.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Пытаетесь убегать от взглядов, прятаться от них, но и это не помогает.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Анжелика, если решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!