спрашивает: Серафима (Москва)
Добрый вечер! Пожалуйста, помогите мне разобраться!
Мне 29 лет, последние несколько дней меня сильно мучает чувство вины. Дело в том, что 11 лет назад у меня были непродолжительные отношения с девушкой. Нам было по 18 лет. После этого у меня завязывались отношения только с мужчинами, на данный момент я в разводе. Эта девушка изначально была моей подругой, инициатива любовных отношений произошла с её стороны.
Отношения были непростые, я их воспринимала изначально несерьезно. Я не видела у нас какого-либо будущего ни в этой стране, ни в любой другой, а мне всегда хотелось завести семью. К тому же, мы жили в разных городах, чаще общались по интернету, и несколько раз приезжали друг к другу, чтобы увидеться. Эта девушка любила командовать и манипулировать людьми, привлекать к себе внимание разными способами, в том числе попытками вызвать ревность и неприязнь к другим людям. Я не сторонник подобного типа общения, и, после одной крупной ссоры, взвесив все за и против, решила прекратить эти отношения, начав встречаться с молодым человеком, которому очень симпатизировала. Моя подруга тяжело восприняла информацию о моих новых отношениях и какое-то время пыталась добиться от меня внимания и возобновление общения, даже привлекая общих знакомых, но я твердо решила, что этот тип отношений мне не подходит, к тому же, мой новый молодой человек сказал мне, что не одобрил бы присутствие такой "подруги" в моей жизни. Она прислала мне 5 тёплых писем, написанных вручную, ни на одно из которых я так и не ответила, хотя долго их хранила.
Через какое-то время она оставила свои попытки добиться от меня ответа. С тем молодым человеком отношения тоже в итоге не сложились. Время шло, я закончила университет, начала работать, вышла замуж, но брак распался. Я редко вспоминала события с той девушкой, хотя понимала, что они на меня сильно повлияли - я точно определилась со своими предпочтениями, стала увереннее в себе. Некоторое время назад я увидела её в соцсетях, была рада видеть, что у неё всё хорошо. Но это спровоцировало во мне воспоминания, из-за которых я перечитала эти старые письма, и поняла, что поступила очень некрасиво по отношению к ней. Я думала, что всё же нужно было ответить хотя бы на одно из них, и, может быть, если бы прошло время, мы бы остались друзьями или, по крайней мере, хорошими знакомыми. Я думала, что возможно нанесла человеку рану, и даже не задумывалась, что это могло повлиять на её дальнейшую жизнь. В тот момент мне очень сильно захотелось с ней пообщаться обо всем по-дружески, ведь мы когда-то неплохо находили общий язык, пока у нас не завязались отношения. Но мне кажется, что после всех событий и после стольких лет лучшее, что я могу сделать - никогда не напоминать ей о себе.
Я написала ей письмо на бумаге, в котором выразила своё чувство вины перед ней, своё сожаление, что не ответила ни на одно её письмо. Хотела сжечь письмо сразу, но рука не поднялась. Теперь думаю о том, что возможно получится отправить письмо без подписи и ответного адреса, потому что мне не так важен её ответ, как моя возможность хотя бы письменно загладить вину перед человеком, которому я сделала больно больше десяти лет назад.
Стоит ли написать ей письмо? Или лучше постараться избавиться от этого чувства вины и снова на много лет забыть об этом?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Серафима!
Я впервые встречаюсь с подобным вопросом. Вы уникальный человек, но во мне тут же что-то внутри зажглось. У меня эта тема тоже периодически всплывает и я загораюсь позвонить, написать, но потом понимаю, что все прошло и у этих людей другая жизь а мое признание будет как что-то неуместное и настоящей реакции, ЧТО Я ЖДУ не будет. И тогда я поняла что я просто вспоминаю эти отношения, потому что в них был какой-то ресурс которого мне сейчас не хватает и я его хочу сейчас получить и подсознание дает мне подсказку из прошлого чего мне не хватает. Вернее это не точная подсказка, а намек. А с прошлыми отношениями можно красиво попрощаться - приходите ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна и мы поймем что вы можете для себя сделать чтобы найти свой ресурс. И ваша жизнь тогда пойдем по более позитивному пути. Приходите - будет интересно. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Ну в данной ситуации ответ достаточно однозначный - лучше поговорить о вашем чувстве вины "с живым человеком" - с психоаналитиком.
И  разговор  тут будет несколько  шире - "почему у вас вообще - так много чувства вины"...
Такая работа возможна как очно, так и по скайп. Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог, семейный психолог
Серафима, здравствуйте!
На тот момент , когда Вы не отвечали ей на письма, Вы были в определенном эмоциоанальном состоянии, Вы были под впечатлением опредеенных поступков этой девушки, потому и реакция была эмоциональная, не было желания отвечать, может быть была обида на неее, за ее попытки командовать или манипулировать, а может что-то еще.
В любом случае, если Вы так поступили, у Вас были на то причины.
Ожнако, сейчас эти причины для Вас не являются такими вескими, чтобы не отвечать на письма. Что хочется сделать сейчас? Завершить незаконченное дело. есть письма без ответа и Вам хочется дать ответ, верно? для чего? Чтобы справиться с чувством вины.
Вопрос: Почему задаете вопрос здесь, на сайте? Вам нужно разрешение от других не знакомых людей? Или подтверждение, что решение Ваше правильное или нет?
Не надо перекладывать ответсвенность.
Делайте так , как решили, как считаете нужным.
И почему решили обратный адрес не писать? Чтобы не дать возможность ей написать ответ, приняла ли она извинения? Или чтобы исключить для себя возможность ждать ответа от нее?
Может есть смысл все сделать на равных условиях?
если трудно завершить отношения и с чувством вины справиться, можете к психологу обратиться помимо со=амостоятельных действий.