спрашивает: Дарья
Здравствуйте. Так получилось, что сегодня произошла достаточно неприятная для меня ситуация. Я временно живу с бабушкой, ибо изоляция и нужно как-то ее перетерпеть. Бабушка всегда была тревожным человеком и гиперопекала меня. И сегодня у меня не было настроения, я ушла к себе в комнату и легла полежать, а она в этот момент позвала меня пить чай, я отказалась и сказала что смогу попозже, потому что хотелось побыть одной. Потом она снова ко мне зашла и начала спрашивать, чем мне помочь, я сказала что мне не нужно помогать, так бывает и я сама справлюсь. Все подробности говорить не буду, но все свелось к тому что она начала говорить какие все плохие, что никому до нее дела нет, что у нее все болит, а я в комнату не захожу, чтобы спросить "как себя чувствуешь?". Я понимаю, что возможно это немного странно с моей стороны, но почему-то до этого я об этом не задумывалась. Может здесь действительно я не права. Просто я такой человек, которому впринципе сложно проявлять эмоции и проявлять какую-то заботу, это моя психологическая проблема и я по-другому это могу проявлять, я ей пыталась это объяснить, но она говорит что мне нужно это перебарывать (это было после того как она мне устроила список нотаций и возмущений по поводу того, и мы поговорили более нормально)
Ладно, с этим я отчасти согласна. Но то что она говорила, что ее не устраивает мое лицо, и я должна часто улыбаться, даже ЧЕРЕЗ СИЛУ, немного убило. Я говорила что не хочу притворяться, но она считает что свое плохое настроение нужно оставлять где-то там, когда ты с людьми. И пытается мне это внушить, чтобы я носила маску как она, и везде угождала ей, наплевав на свое собственное состояние. По дому все делаю, если просит. Готовлю, полы мою, и ее все в этом плане устраивает, ибо она часто пытается что-то сделать за меня, что я пытаюсь пресекать.
Часто говорит как ей скучно, и обижается если я чаще с кем-то общаюсь, чем с ней. В пример начинает приводить других людей, которые по ее мнению, ее всегда поддерживали и правильно себя вели, делая намек что я не такая и типа обязана быть такой. Но принимать, что я по складу характера другой человек, закрытый и внешне мало эмоциональный (хотя и плачу над фильмами), она не хочет. Она воспринимает это так, будто мне плевать и я зациклена только на себе. У нее есть привычка помогать другим в ущерб себе, даже если никто не просит, и потом упрекать этих же людей , если вдруг они повели себя как-то не так, по ее взглядам.
У меня при ней иногда все мои действия становятся напряжёнными и волнительными, может дёргаться рука, ибо постоянные мысли что она пытается управлять мной и подстраивать под себя. Она жуткий идеалист, и по ее мнению все должно быть "мягко" и "спокойно". А мои порывистые (чаще всего именно от нервов и напряжения) действия, она воспринимает как что-то ненормальное. Хотя я просто стараюсь все делать увереннее, а не так как она, но выходит иногда черезчур.
Я не могу спокойно и долго смотреть ей в глаза, когда мы пьем чай , например. Чаще всего отвожу взгляд немного в сторону, слушая ее, как бы пытаясь уйти от ее взгляда. Она не понимает почему я так иногда от нее стараюсь уходить и так реагирую. Я раньше пыталась с ней откровенно поговорить и донести, что я уже взрослый человек и меня напрягает ее контроль. Но эти разговоры ни к чему не приводили. Она пожилой человек и ее установки и модель поведения уже не изменишь.
После сегодняшнего разговора меня даже трясло немного и тяжесть в голове появилась. Но потом я позвала ее пить чай, чтобы как-то сгладить ситуацию, несмотря на то что она всего наговорила. Теперь мне вдвойне сложнее. Как с ней общаться? Я понимаю что когда начинаю высказывать и не сдерживаться, все только хуже. Но и игнорировать и молча "проглатывать" все ее слова тоже наверное не совсем вариант. Как не попадать под ее влияние и насильно не притворяться перед ней, при этом поддерживая какие-то отношения без разборок и напряжения? И действительно ли я веду себя не так или она перегибает палку? Очень нужен совет со стороны.

Ответы и советы психологов
Психолог
Дарья, добрый день!
Ситуация, которую вы описали показывает сложность в понимании личных границ у вас с бабушкой. И когда вы начинаете эти границы выстраивать, бабушка воспринимает это как безразличие и холодность. Попробуйте поговорить с бабушкой не про контроль с её стороны, а про заботу в вашем понимании,о том же спросите и её. По всему тексту видно, как вы дороги друг другу, но это не значит, что если люди близкие и родные полностью растворяться в желаниях другого. Поймите сначала для себя, как вам комфортно общаться с бабушкой и держите эту дистанцию, не забывая по-прежнему говорить, что она вам все так же дорога. Если есть желание лучше разобраться, записывайтесь на консультацию, я семейный психолог.
Психолог
Здравствуйте Дарья!
У вас с бабушкой слишком много различий - в характере, целях и мотивах в жизни, эмоциональности, отношении к людям и т.д. Это привело к тому что вам сложно поддерживать дружеские отношения. Ее не устраивает одно а вас совершенно другое. Но в целом вы обе правы - просто она в своей жизни проходила одни уроки и у нее были свои условия жизни и отношения - у вас все совершенно по другому. Это привело к тому что вы разные, потому что прошли разный путь. И эта разница разбивает отношения. Я предлагаю вам прийти ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна и мы подробно все обсудим и вы многое откроете для себя и выйдете на другое понимание. Вы имеете право на свою жизнь но вам нужна помощь. ЖДу вашего решения и письма с вопросами
Психолог, семейный психолог
Дарья, здравствуйте!
Здесь нет правильного и не правильного поведения. У бабушки такая модель поведения и кто знает, какой именно жизненный опыт подвел ее к нему?
Может быть, в том месте, где она жила или где жила ее мама, было очень важно подстраиваться под людей и даже улыбаться через силу? И если так не делать, то люди могли отвернуться , отказать в общении или оклеветать и это было очень страшно в те времена. Потому бабушка так навязчиво предлагает Вам принять ее "правильную" модель поведения, ведь она уже не помни причину, но точно знает, что если действовать по-другому, это равносильно отвержению или другому страшному последствию.
А может быть, она просто эгоистично хочет от Вас улыбку и ей не важно, хотите Вы улыбаться или нет))
Только она знает истинную причину, почему поступает так с Вами , и может даже самой себе, в этой причине не признается если причина нелицеприятная))
А что делать мне, спросите Вы? Действовать так, как Вы считаете правильным. Если улыбаться через силу, для Вас не приемлемо, не улыбайтесь, делайте так, как удобнее, если вы ничьи права не нарушаете. Сейчас времена изменились и то, что было вынужденно и необходимо раньше, может быть уже совсем не актуально сейчас. Проанализируйте, что для Вас правильнее? Не вступать в собственный внутренний конфликт и не улыбаться через силу, но вступить в конфликт с бабушкой, сказать, что не будете так делать.
И отдельно скажу о Вашем состоянии, после разговоров с бабушкой. Когда бабушка критикует вас, предъявляет претензии , манипулирует на чувстве вины, она попадает к Ваше не защищенное место. В нашей психике есть части, есть более здоровые и устойчивые, а есть травмированные, не устойчивые. Например, на чувстве вины очень легко манипулировать, потому что в детстве , почти всех детей этим чувством "воспитывали"  и наносили травмы, кому-то глубже, а кому-то меньше. И если во взрослом возрасте, взывая к чувству вины, оппонент попадает в травму, то происходит после такого разговора, не приятное ощущение, подавленное состояние, травма обостряется, человек становится таким же беззащитным, как в детстве.
Слабые не защищенные части можно укрепить и защитить, это делается в работе с психологом
Если готовы глубже работать со своим вопросом, пожалуйста, записывайтесь на консультацию. Буду рада помочь
С уважением,
Елена