спрашивает: Анна (Москва)
Здравствуйте. Я недавно развелась. Т.к. жила у мужа, надо было решать, возвращаться в родной город под тотальный контроль родителей или остаться жить в Москве. Решила остаться. Сняла комнату. Я работаю в подмосковье, поэтому моя зп - всего 30 тыс. За комнату плачу почти 20. Родители присылают почти каждый месяц по 20 тыс., подрабатывала репетитором, но сейчас в связи с коронавирусом это исчезло. До того, как развестись, я писала маме, что ищу жильё, она сначала одобрила,но потом стала говорить, что я не смогу сама себя обеспечивать и рекомендовала возвращаться домой. До моего отъезда в Москву я почти год искала работу в родном городе, но мне предлагали зп 4 тыс - на еду только, и родители считали, что если я не иду на такую работу, значит я не хочу работать. Поэтому вот уже 2 мес. я не говорю родителям, что развелась, понимая, что они могут посоветовать возвращаться в родной город и перестанут присылать деньги. Ко всему прочему, я недавно узнала, что у меня фиброз. Вообще последние 2 года постоянно происходит что-то неприятное со здоровьем и личной жизнью. Теперь я не знаю, говорить ли родителям о разводе и болезни. И не знаю, надо ли мне оставаться в Москве или всё, что происходит сейчас, указывает на то, что мне надо возвращаться в родной город.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анна.
До моего отъезда в Москву я почти год искала работу в родном городе, но мне предлагали зп 4 тыс - на еду только, и родители считали, что если я не иду на такую работу, значит я не хочу работать. - это заявление свидетельствует о том, что вы очень далеки то реальной жизни, что работу вы сами по-настоящему не искали, полностью доверив этот процесс родителям... или искали нечто совершенно фантастическое, чего в реальной жизни не бывает...
В Москве после развода приняли странное решение: снимать комнату в Москве и ездить на низкооплачиваемую работу в область - это очень странно...как будто нигде, кроме как в одном уникальном месте в области, никакой работы для вас нет и быть не может....
Родители присылают почти каждый месяц по 20 тыс - а вот и причина, по которой вы принимаете странные решения и доказываете самой себе, что ваша судьба - вернуться в родной город, где родители возьмут вас на свое полное обеспечние. Родители приучили вас быть хорошей послушной девочкой, в обмен на это гарантируя решение основных проблем по материальному обеспечнию, и вы привыкли играть для них роль совершенно неприспособленной к жизни хорошей девочки, развивая в себе синдром выученной беспомощности...
но годы идут, и внутри вас растет внутреннее напряжение и диссоннанс между двумя альтернативами в выборе жизненногго пути: продолжать жить с синдромом выученной беспомощности и играть для кого-то роль совершенно неприспособленной к жизни маленькой хорошей девочки, которая не может сама себе найти даже приличную среднеоплачиваемую работу, и потому всю жизнь будет нуждаться в опеке?!...
Мужчину, готового принять на себя в браке роль вашего опекуна, заменяя родителей, удержать вам не удалось, и поэтому хорошая маленькая девочка вроде вынуждена капитулировать перед проблемами и вернуться к родителям, снова доверив им решение всех своих жизненных проблем?!...
Альтернатива - взять на себя ответственность за свою судьбу, искать и найти нормальную работу в Москве, с перспективами нормальных для Москвы заработков, повышать уровень образования, постоянно быть в развивающей среде, вращаться в компаниях амбициозных людей, так же строящих свои карьеры в Москве... где еще вы сможете заработать деньги, максимизировать шансы удачно выйти замуж и найти лучших специалистов для решения проблем со здоровьем?!
Но вы, похоже, уже сделали свой выбор: всё, что происходит сейчас, указывает на то, что мне надо возвращаться в родной город - вы говорите об этом варианте в утвердительной безальтернативной форме...
До того, как развестись, я писала маме, что ищу жильё, - мама уже поняла, что ваш брак не удался, поэтому был формально развод или еще не было, это ничего в ситуации не меняет. Мама потом стала говорить, что я не смогу сама себя обеспечивать и рекомендовала возвращаться домой - это констатация того факта, что родители поняли, что происходит с вашим браком, и надеются, что вы по своей воле сдадитесь и вернетесь к ним, окончательно расписавшись в собственной полной беспомощности перед жизнью, и они смогут вернуться к привычным своим заботам о вас, своей беспомощной хорошей маленькой девочке...
Теперь я не знаю, говорить ли родителям о разводе и болезни - говорить, конечно. Скрывая правду вы только опускаете еще ниже свою и без того низкую самооценку, как говорится, "ниже плинтуса", потому что обманывая родителей как бы вешаете на себя ярлык "плохой девочки".
надо ли мне оставаться в Москве - решение за вами. надо - это свидетельство того, что вы хотите переложить на кого-то ответственность за это решение.
Правильно задать не психологам, а самой себе вопрос, насколько вы готовы сейчас  принять на себя ответственность и риски, связанные с сепарацией от родителей?! Если совсем не готовы - это один сюжет, если хотите рискнуть - другой...
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Добрый день Анна!
Сочувствую - вы последние два года живёте в постоянном стрессе, может быть вы самой себе это не всегда признаёте - но - тело не обманешь, оно  - "кричит"...
Хочется "протянуть вам руку помощи" - но вот  вопрос - "как же это сделать"?
Поехать в родной  город чтобы работать за 4 тысячи... наверное всё-таки не вариант. Но - нужно искать возможность  как-то нормализовать и наладить свою жизнь - желательно по крайней мере пока не делать "быстрых телодвижений", постараться посмотреть по  сторонам, ведь: "Когда одна из дверей счастья закрывается, открывается другая; но часто мы так долго смотрим на закрытую уже дверь что не можем увидеть ту, которая для нас открылась."
Если хотите - можно об этом поговорить.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Анна!
Думаю - вернетесь ли вы домой или останетесь в Москве - вам нужно менять многое в жизни и думать стратегически и начать развиваться. Это можно делать и бесплатно и с помощью платных специалистов. Главное то что вы внутренне сейчас не уверенны в себе и вам нечем похвастаться, а это влияет и на вашу самооценку и на вашу перспективу в жизни. Приходите ко мне на бесплатную консультацию по Скайпу - мы наметим план, а когда появятся деньги - придете для развития и работы над развитием и ростом. Не переживайте - мир не несправедливый и вам надо просто поверить в свои силы - а возможностей в жизни море. Жду вашего решения и письма с вопросами