спрашивает: Ольга (Красноярск)
Здравствуйте. Помогите пожалуйста понять в чем причина того, что я в детстве взяла на себя ответственность за отношения родителей. Этот факт выяснился на приеме у психолога, к которому я пришла с проблемой "где найти счастье после расставания родителей", но до причины мы докопаться так и не смогли. Мне 33 года, я девушка, в детстве жила с родителями, сестрой, бабушкой и дедушкой. Видела что мои родители друг друга не любили вообще, они друг друга не понимали, постоянно ругались и скандалили. Женаты они не были вообще, отец сошелся с матерью для того чтобы «остаться на плаву в жизни»- с его слов. Жить ему было негде- в этом причина. Мать возможно к нему на первых порах что-то и испытывала, раз к себе подпустила- неизвестно, это лишь мое предположение. С самого детства меня эти обстоятельства (отсутствие любви между ними)- были сильнейшим горем. Я мало общалась с окружающими, любила проводить время одна, предпочитала темный цвет в одежде… Так было все детство. Отец официально не работал, т.к. были проблемы с документами, подрабатывал торговлей дарами леса, но видимо этих денег не особо хватало, в общем не знаю что там да как было- я была еще маленькая, но бабушка его выгнала из квартиры, а квартира была ее. Для меня это стало настоящей трагедией. До этого родители хоть и не любили друг друга, но жили под одной крышей, поэтому для меня еще не все было потеряно, да я была очень несчастна, но не опускалась до той кардинальной черты своего горя, что все у них развод, ведь они еще жили вместе, значит еще не все потеряно, был во мне еще маленький тлеющий уголек счастья… Вспоминаю тот момент, помню что я очень не хотела их расставания, ведь я знала что если они расстанутся, то мне придется взять на себя этот груз, это несчастье. Но после того как бабушка его выгнала- я как бы вступила в темную сторону своей жизни- я понимала что это конец, что уже не могу хоть немного радоваться как раньше, что для меня наступило трудное время и что сейчас нужно «искать счастье» постоянно, всю оставшуюся жизнь нести это бремя расставшихся родителей на себе.. Когда это произошло, я считала что просто обязана была принять на себя их развод, ведь я их ребенок, а если бы я его не приняла на себя, то я просто не их ребенок буду- такого я допустить не могла, поэтому я обязана принять на себя это несчастье. Так я его и искала, во всем окружающем, много лет, и не находила. Себя я ощущала как будто я не целая, то есть на мой взгляд если бы родители были вместе, тоя была бы целая и счастливая, а то что они не вместе- во мне был как бы пустой элемент, который нужно было закрыть найденным счастьем. То есть я считала что просто обязана была принять на себя их развод, а если бы я его не приняла на себя, то как я могу считаться их ребенком тогда, я же их ребенок, поэтому я обязана принять на себя это несчастье. Родителей в живых уже нет. Психолог говорит что нужно как-то освободить себя от этой ответственности, как- то сдвинуть ракурс, ослабить и пр. Но мы не знаем как это сделать- мое мнение просто железное что я "обязана" нести это горе на себе и оно не сдвигается. Что можно сделать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга! То, что Вы испытываете, Ваши установки и убеждения, говорят нам о том, что границы внутри семьи были размыты. Вы не чувствовали себя в безопасности рядом с родителями, но ребёнок тянется к родителям, ко взрослым, ищет того, чтобы его защитили и приняли. Вы ждали этого от мамы, но мама была жертвой в отношениях с отцом и страдала, а ребёнок, видя такие отношения в семье и начинает брать на себя ответственность за чувства мамы - зачем? Он верит, что может помочь маме стать счастливой, ведь если она станет, тогда она сможет принять ребёнка, защитить, дат ему тепло и безопасность. Поэтому Вы, будучи ребёнком и создали внутри себя это убеждения, что Вы должны защитить маму, быть  сней, взять на себя этот груз развода, чтобы кй было легче и тогжа она смогла бы дать Вам то, чего Вы ждали, будучи ребёнком, но....этого не произошло.
А Вы продолжали ждать...но уже и от других, Вы чувствовать внутр себя эту пустоту и фрустрированность, пытались заполнить себя чем-то или кем-то из вне, но не получается. И теперь Вы сталкиваетесь с тем, что Вы выросли, потребность у Вашего внутреннего ребёнка не удовлетворена и что теперь с этим делать Вы просто не знаете. Ведь вернуться в прошлое невозможно и дополучить или восполнить от мамы, от папы - тоже. Что тогда? Тогда в этой точке настоящего, обратиться к своему прошлому - есть техники, которые помогают проработать эту пустоту и заполнить её, чтобы человек наконец смог обрести целостность внутри себя. Внутри Вас есть маленькая девочка, которая до сих пор несёт то, что ей не принадлежит, до сих пор продолжает верить, что она что-то должна сделать и никто её до сих пор не освободил от этой роли. НО - теперь Вы выросли и теперь только Вы можете её внутри себя освободить!
Ольга, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - я работаю с аналогичными проблемами - работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн - буду рада Вам помочь!
Психолог
Ольга, здравствуйте!
Да, действительно, модели нашего поведения закладываются в детстве. Каким образом? А именно тем, что -
то, что ребёнок наблюдает в своём окружении, он принимает это за модель мира. Она становится моделью его внутреннего мира. Который состоит из тех чувств, из тех представлений, из тех установок и убеждений, которые вольно или невольно закладывались в детское восприятие. Одним словом, ребёнок, что называется, впитывает всё с молоком матери, и в своей жизни - становится, как бы, сам  - этими чувствами, этими представлениями. Проецирует свои чувства и своё восприятие на другие ситуации, на других людей, на свою жизнь.
Что делать?
Проработать этот вопрос с психологом. Ничего другого предложить не могу, если Вас это беспокоит.
Есть прекрасные методики, которые очень эффективны в теме детско-родительских моделей отношений.
Приходите ко мне на полноценную консультацию Будет результат. Будет понятно всё  Вам и спокойно.
Запись через личный кабинет. Я отвечу.
С уважением, Суслова Елена,
клинический психолог, гипнолог, НЛП-практик, КПТ-терапевт, расстановщик.
Психолог
Здравствуйте Ольга!
По вашему письму поняла что вы человек тонкий и можете по своей натуре заниматься творчеством, поскольку у вас целый спектр ярктх ( хоть и негативных ) эмоций. Вы человек образов и картин и вам хорошо бы позаниматься арт-психологией - вернуться в свой детский мир и найти там счастье и покой. Для этого есть разные техники и я предлагаю вам прийти ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна и вы обнаружите что есть мир, где вам все легко и принимать и отпускать. Это очень интересный опыт. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог, семейный психолог
Ольга , здравствуйте!
Вы не несете ответсвенность за решения родителей, Вы останетесь ребенком своих родителей не зависомо от того, в разводе они или нет и не нужно для этого брать на себя несчастье
Ольга, есть специальные техники для того чтобы отвественность вернуть родителям за и решения и для того чтобы отказаться от того чтобы быть несчастной. Например, очень хорошо, на мой взгяд, работают техники из Эмлоционально- Образной терапии. буду рада помочь в этом вопросе.
С уважением,
Елена