спрашивает: Галина
Дочери уже взрослые,имеют своих детей. У старшей дочери муж и двое детей,ей 42 года,младшей - 32 года,имеет дочь - 10 лет, разведена. 15 лет назад мы с мужем разошлись. но до 2015 года жили семьей.В 2015 году муж стал жить отдельно.До 2017 года дочери не общались с отцом. Но я настояла на том, чтобы они помирились. Сейчас дети успешно общаются с отцом.Но я в этих отношения не участвую. Они обе очень располнели. Вопрос: есть ли родительская вина в том. что они набирают вес.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Галина, здравствуйте!
Ваши дочери уже давно взрослые женщины, которые имеют свои семьи. Откуда идея, что их лишний вес имеет к Вам какие-то отношение? То сколько они едят , их личная ответственность.
Конечно, на реакции взрослых людей и на их восприятие окружающего мира, влияет детство и взаимоотношения с родителями, но это не значит, что личная ответственность исчезает , верно? Взрослые люди сами за себя в ответе, а если были какие-то травмы в детстве их во взрослом возрасте можно решить.
Галина, Однако то, что Вас это беспокоит, для меня говорит о чувстве вины перед дочерьми и Вы ищите подтверждения этому чувству вины. Галина, если это так, то лучше вместо того, чтобы заниматься самокопанием и винить себя, обратиться к психологу и отказаться от тех эмоций, которые Вас подталкивают к таким размышлениям.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Галина! Дело в том, что однозначно ответить на вопрос нельзя. Есть привычные стили реагирования на свои эмоции, которые сформировались в детстве, как раз под влиянием родителей и отношений с ними, или отношений между родителями. НО - когда дети вырастают, то уже они сами начинают отвечать за себя и сами несут на себе ответственность за свою жизнь. Какое бы ни было влияние прошлого, НО Взрослые люди МОГУТ это изменить. Что делать Вам? Не брать на себя ответственность за жизнь и выборы Ваших Взрослых дочерей - сейчас ОНИ отвечают за себя и свою жизнь, за свой вес тоже!
Психолог
Галина, здравствуйте.
Может есть, а может и нет
В любом случае, они уже взрослые и если детский психотравматический опыт, привел их к голодному сердцу и проблемам в отношениях с едой, то им нужно идти к психологу и решать эти проблемы.
Мама и папа, даже если и были в чем-то виноваты, во взрослом возрасте, уже ничего кардинально изменить не смогут для своих детей.
А вот чувство вины, перед детьми, может только ухудшить отношение с взрослыми детьми и дать им повод не брать на себя ответственность за свою жизнь.
С уважением, Елена