спрашивает: А (Москва)
Добрый день.
Сестра старше меня на 8 лет (мне 30)
Мы все время жили в одной квартире с мамой, недавно она съехала. И теперь не хочет жить самостоятельно, а все время дёргает меня. У неё не сложилась личная жизнь, друзей нет, занятий нет, по сути в последние годы даже не о чем поговорить. Ведёт себя как маленькая девочка,менять ничего не хочет. Не даёт мне построить личную жизнь. Лезет в мои отношения с мужчинами и как только узнает, все рассыпается. Её раздражают мои увлечения, подруги, если я, куда-то иду или уезжаю, начинаются тонны смс. По её мнению я не должна ни с кем общаться, должна сидеть с ней и соглашаться со всеми её проклятьями, которыми она осыпает всех вокруг, обвиняя в не состоявшейся судьбе..Завидует на каждую мелочь, продыха уже нет. Дело дошло уже до того, что она мне заявила, что в старости мы будем с ней вместе жить и гулять в парке.... У меня другие планы)) Также срывает зло на маме. К примеру, я уезжала в отпуск с подругой и она тем временем устроила дома скандал! А когда я встречалась с парнем и уезжала к нему на выходные она также скандалила дома, ревела и нервировала маму. После того, как съехала стало ещё хуже - теперь у неё синдром того, что мы её выгнали, хотя она сама же купила жилье и уехала. Вообщем, ситуация сложная. Я сейчас максимально отстранилась, но полностью конечно не получится. Плюс по этой причине она начала срывать злость на матери, от этого уже начинаются проблемы со здоровьем у мамы. Подскажите, как грамотно себя вести с такими людьми? Высказать все это напрямую опасаюсь, чтобы не разгорелся крупный пожар. Как быть и как уберечь маму? Она реально сливает на неё весь свой негатив. А я не знаю чем помочь.

Ответы и советы психологов
Психолог
Сестра свою  жизнь  не прожила - а теперь хочет ещё  и вам не дать прожить  вашу жизнь.
А вам - очень нужно  - прожить свою собственную жизнь - так как вам это будет уютно и хорошо, в первую очередь - именно для самой себя!
Берегите себя и свои нервы, ведь вы - самое дорогое и ценное что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте! Дело в том, что Вы не можете защитить маму от сестры - так как это Их отношения и за них Вы отвечать не можете! Но, Вы можете провести границы между собой и сестрой в своей жизни, выстроить между собой и ею ту дистнацию, которая Вам будет комфортна. Вы испытываете раздражение на сестру за то, что она лезет в Вашу жизнь, что управляет Вам, распоряжается Вашим будущим. Но - причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко к Вам и боитесь её отделить!
А сестра принимает именно такие отношение между Вами, где Вы Должны стирать границы и быть полностью «прозрачной» для неё. Т.е. между Вами и сестрой такие отношения, где нет границ личности, нет уважения к личной жизни. Вами манипулируют. Со стороны сестры  манипуляция заключается в том, что она вызывает в Вас чувство вины, когда Вы ведёте себя не так, как хочет она. Или она переключается на мать, зная, что Вы будете её "спасать". Она не может принять то, что Вы хотите быть отдельной личностью, со своей жизнью,  а не с ней, что Вы сами решаете — хотите говорить ей о чем-то или нет. Но между Вами есть привычная дисфункциональная система.
Дело в том, что сестру Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, любви, Вы для неё удобная сестра. Которая терпит, принимает такое отношение к себе, которая готова стирать границы, чтобы ей было удобно. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и сестрой будет война — сестра будет манипулировать, шантажировать, обвинять  и т.д. т.е. делать всё, чтобы вернуть Вас обратно — не потому, что любит, а  потому что ей так удобно.
Сестра не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от сестры разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для сестры, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей , что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы и что язык манипуляций и шантажа — это нормально в отношениях. Хотите ли Вы этого себя? Нормальные ли это отношения, здоровые ли? Нет.
Сестра сама не отпустит Вас, только Вы можете уйти из под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче? Жить, чтобы удобно было сестре?