спрашивает: Христофор (Краснодар)
Здравствуйте, мне 17 лет. Я постоянно чувствую страх, грусть, тревогу. Всё время думаю о плохом что не буду больше смеяться, веселится, чувствовать радость, что не оправдаю ожиданий родственников, не смогу обеспечить их и себя, в том числе, что в жизни у меня будет всё плохо, потому что я бездарность. Мне кажется что этот страх никогда уже не пройдёт и я буду просто ходящим овощем. Хочу чтобы мне помогли с этой проблемой, потому что это уже невыносимо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Христофор! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенным, беспомощным перед ними, что они смогут причинить Вам боль, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы.
Вы боитесь быть отвергнутым, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость , как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!