спрашивает: Небезразличный (Москва)
Добрый день! Недавно пришлось друзьями побывать дома у одного знакомого. От увиденного мы явно были в шоке. Живет с сестрой и ее мужем. В квартире полнейшая антисанитария. На кухне огромное липкое черное пятно. Точнее это весь пол. Все поверхности ужасно грязные - стены, полы, окна, шкафчики. При этом посуда чистая. И в ванне вроде более менее. В туалете все покрыто тонким коричневым слоем. Просто все поверхности. Плюс в квартире есть кошка - то есть поверх липкой грязи еще шерсть.
Знакомый этот очень хороший и добрый парень, по образованию историк. Очень умный и начитаный. Одевается скромно. Вроде и чисто, никогда ничего не выдавало таких проблем. Выглядит тоже скромно. С проблемной кожей. Девушки нет. Возраст за 30.
Поговорив с парой друзей выяснилось, что так было не всегда. Лет 5 назад потеряли с сестрой мать. Отец умер еще раньше.
Я так близко не знаю его, но кажется, что в нем что-то сломано внутри.
Это психологическая проблема? Болезнь? Как можно ему помочь?

Ответы и советы психологов
Психолог
Скорее всего психологическая - и связано это с гореванием...
Но - на самом деле это может быть и манифестацией тяжёлого психического расстройства.
Хотя - если это  у всех членов семьи - может быть они попросту не видят в этом какой-то   серьёзной проблемы?
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день.
Вы побывали в фактически коммунальной квартире, в которой живут и ведут хозяйство ДВЕ семьи, ТРИ человека. Очевидно, что брат и сестра по каким-то причинам не хотят/не могут  договориться между собой об очередности уборки мест общего пользования, и результатом является антисанитария. Все то, что вы увидели, по каким-то причинам устраивает всех троих и ответственность за то положение, которое вы увидели, так же лежит на ВСЕХ них. По моей практике, такая картина чаще всего встречается в ситуациях, когда близкие родственники не могут или не хотят договориться о разделе доставшегося в наследство имущества.
Конечно, к этой ситуации привела длинная семейная историия отношений и конфликтов между боатом и сестрой. Вполне возможно, что потеря братом и сестрой своей матери сыграла свою роль в том результате, который вы увидели. Однако нет оснований делать вывод о том, что причиной антисанитарии является перенесенная 5 лет назад травма или болезнь.
Как помочь справиться с антисанитарией?  - как вариант, можете приехать к ним в гости, захватив чистящие и моющие средства,  и, преодолев сопротивление, провести генеральную уборку мест общего пользования)
Как помочь решить проблемы с разделом наследства, разъездом и переходом молодого человека к самостоятельной жизни? - пока у него нет мотивации и он настроен на тихую борьбу с сестрой и ее мужем - никак. Помочь можно только тому, кто осознает наличие проблемы, хочет ее решить и готов к компромиссам.
Психолог
Здравствуйте! Это может быть и расстройство личности - нарушение социализации, отсутствие ухода. Возможно, раньше всё по быту делала мать, но когда её не стала, то  он не смог справляться с чем-то в свеой жизни, даже в бытовых вещах. На самом деле очень сложно сказать - как Вы можете ему помочь.
Он сам просит о помощи? Видит ли он проблему в том, как он живет? Ведь нельзя помочь насильно...
Вы можете дать ему координаты сайта психологов, координаты врача-психиатра, чтобы он смог проконсультироваться.
Но, что можете Вы сделать ещё для него? У него есть родные, сестра и муж, можете поговорить с ними, чтобы знать - в чем проблема такой антисанитарии, возможно, это у сестры или у её мужа, какое-либо расстройство, а он просто так молча живет и принимает это.
Психолог не врач и не может определить имеет ли место болезнь, поэтому Вы можете проконсультироваться у врча-психиатра (есть сайты. где можно задать вопрос и врачу), чтобы представлять , что это может быть, но...за него Вы не можете ничего сделать.... только поддержать, направить, но не заставить обратиться к врачу и не заставить заниматься собой...