спрашивает: Ольга (Омск)
Здравствуйте! У меня в семье большая проблема. Нам с мужем 27 лет. В браке 5 лет, у нас две дочке - 4 года старшей и 1,5 младшей. Когда мы познакомились с мужем, это был общительный и очень уверенный в себе парень, мечтающий о собственном бизнессе. Он активный, амбициозный, в голове много разных идей - но вот беда, до конца ничего не доводит. Постоянные метания. Но теперь он конкретно определился в какой среде хочет строить собственный бизнес. Так как по специальности он агроном, то и хочет, соответственно, агробизнес.
Сейчас у нас с мужем двое детей. Он работает в офисе одной крупной компании. Работу свою не любит и мечтает уволиться, чтобы начать собственный бизнес. И, даже несмотря на не высокое финансовое положение нашей семьи, он по-прежнему идёт к этой цели. Вкладывает в него порой даже наши последние деньги, влез в кредит. В силу жизненных обстоятельств, живём сейчас в квартире с моей мамой, что, конечно же его не устраивает. И он хочет построить собственный дом. Но на это нужны средства. А выход он видит только в открытии своего дела.
Что касается меня - я сижу в декрете с двумя детьми. И он хочет, чтобы я помогала ему вести его дела, помогать в его деле, требует моей полной включённости. Но вот беда... не с кем оставить детей. Мама целый день сидеть с ними не может, у неё работа. А муж требует от меня, чтобы я заставила её отказаться от работы и сидеть с детьми, чтобы я целыми днями могла помогать ему. Его раздражает, что она не только работает за копейки, а ещё и не платит с нами коммуналку, даже пополам. И почти все продукты домой тоже покупаем мы. Его это раздражает, и он требует, чтобы она сидела с детьми в любое удобное для нас время, чтобы от неё тоже была какая-то польза.
Но мама отказывается оставить работу и муж обвиняет во всём меня. Говорит, мол, мама села нам на шею и прогибает нас под себя, что из-за грошового заработка 100 руб. в день мы должны терять время и отказываться от собственного бизнесса, потому что с детьми сидеть некому, а он один всё тащить не может. А я виновата в том, что "не могу поставить её на место" и заставить сидеть с детьми. Он говорит, что я вылизываю своей маме одно место, а ему помочь не хочу. И что если бы я тоже была заинтересована в нашем финансовом благополучии, то нашла бы способ повлиять на маму и ему помогала бы. Обвинил меня, что я всё время подстраиваюсь под свою маму, которой плевать на нашу семью. Сказал, что я живу сегодняшним днём и я совсем его не понимаю. Что, мол, деньги тянут с него все, а помочь никто не хочет.
Я говорила, что буду помогать ему частично, ведь у нас же ещё дети, а я их мать. Но нет... ему нужна моя полная включённость. И теперь я стала для него плохой женой и во всём виноватой. Не знаю, что делать.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Вашей вины здесь нет и вины Вашей мамы здесь тоже нет. Объясню почему. Вы с мужем решили родить детей и это было Ваше совместное решение их заводить, а не решение Вашей мамы, значит Вы и Ваш муж полностью несете ответственность за Ваших детей, но никак не Ваща мама. У Вашей мамы уже была ответственность - это ее дети, она их воспитала и теперь живет своей жизнью, распоряжается жизнью так, как посчитает нужным. Ваша мама может посидеть с внуками, иногда, купить им что-то, но не брать полностью ответственность за них, если она сама этого не захочет.
Где родители Вашего мужа? Как они относятся к тому, чтобы помогать сидеть с детьми? Если Вы хотите вести общий бизнес и быть полностю вовлеченной, то Вам нужна няня и детский сад. Либо Вы частично ведете бизнес и занимаетесь детьми, т.е. дети ходят в детский садик, либо сидят с няней, но если есть возможность, то распределите обязанности между Вами и Вашими родителями общими, если они захотят. Если не захотят, ищите няню, детский сад и надейтесь, только на себя.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Удачи и мудрых решений!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию по скайпу или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Реальность такова, что муж не берет на себя обязательства ни мужа, ни отца. Он живёт своими целями и хочет, чтобы и Вы и Ваша мать обеспечивали ему достижение его целей. А чего хотите Вы? Семью, отношений или быть Орудием в его руках на его пути. Он не видит себя, своей ответственности, он ждет, чтобы Вы решали всё и помогали ему, управляли так, как нужно ему. Он манипулирует и шантажирует Вас, обвиняет Вашу маму, обвиняет Вас, но при этом сам не в состоянии решить те проблемы, которые есть здесь и сейчас. Это в первую очередь, Ваши и его дети, но он хочет переложить всё на Вашу маму, чтобы Вы занимались его делами. А чего хотите Вы? Обязана ли мама отказаться от своей жизни, чтобы взять на себя его обязательства и быть с детьми, чтобы Вы в это время помогали ему. Т.е. он хочет, чтобы вся семья крутилась вокруг него, его интересов, потребностей, целей, если это не достигается, он обвиняет и манипулирует.
Отойдите от этой ситуации и посмотрите со стороны - что происходит? Вы хотите таких отношений? Вы к этому тоже идете?
Психолог
Здравствуйте, Ольга.
Ваш муж - фантазер с непомерно раздутым инфантильным Эго, оторвавшийся от реальности. Он живет инфантильными фантазиями о собственном величии, не имеет конкретного реалистичного плана и ресурсов для реализации этих фантазий, и пытается обвинять вас и вашу маму в том, что его фантазии не исполняются.
Фантазией является агробизнес. Агробизнес  это очень сложный и специфичный бизнес, требующий не только агрономического образования, но и стартового капитала, требующий менеджерских компетенций, требующий поддержки государтсвенных структур и банков. И вы и ваша мама ничего не сможете сделать для того, чтобы ваш муж получил такую поддержку, если муж САМ не выполнит качественный бизнес-проект и не докажет его обоснованность в банке и в госструктурах. Если он хочет добиться успеха - ему нужно быть очень убедительным в диалоге в банке и госструктурах, если он хочет вовлеченности от вас и вашей мамы - то он должен убедить вас, убедить вашу маму, чтобы вы поняли и почувствовали перспективу успеха. Если он не может убедить вас, то нет смысал фантазировать о том, что он убедит банки и госструктуры и все станут ему помогать.
Конечно, все сказанное выше имеет смысл, если речь не идет о малом бизнесе типа ИП, когда вы с детьми и ваа мама под мудрым руководством мужа с утра до ночи без выходных выращиваете капусту, зелень  и огурцы на приусадебном участке, вывозите на рынок, продаете и тем самым обепечиваете мужу статус бизнесмена и искомый доход, а сами превращаетесь в рабынь на грядках)
Патологической фантазией является мысль мужа о том, что вы можете заставить свою маму отказаться от своей работы, своих привычек и приоритетов для того, чтобы  обслуживать фантазийные прожекты вашего мужа. Человек в здравом уме и с самокритикой не может так мыслить, так поступать и кидать такие обвинения любимой супруге.
Ваш муж, вполне очевидно, понимает бесплодность собственных амбиций и нереалистичность своих фантазий, но не в силах признать это. Ему не охчется признавать это и олчень хояется переложить ответственность за это на вас и на вашу маму.   И именно это он делает во имя сохранения своего величественногго Эго.
Вы не подчинились ему, ваша мама не подчинилась ему - и стали врагами, погубившими его фантазии о его собственном величии как предпринимателя.
Что делать? - а какова ваша цель в жизни?! Какие вы видите варианты выхода из сложившейся ситуации?! Какие из этих вариантов наиболее приемлемы для вас, для ваших детей и для вашей мамы в сложившейся ситуации?! На вопрос, что делать, можно ответить только после того, как вы решите, куда, к какой цели вы сами решите двинуться.