спрашивает: Екатерина (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Катя. Очень прошу мне помочь. Я с самого детства чувствую себя хуже всех в плане ума, училась плохо, особенно по математике. С тех пор во мне живет чувство неудач, не знаю как сказать. Но на работах или в коллективах меня и правда не любят, я чувствую неуверенность в себе и своих знаниях. Даже когда кто-то подмечает положительные черты, я словно отторгаю это. Стала замечать что трудно контролировать свои мысли, заранее как будто готова к провалу и так и получается. Как это побороть без таблеток и врача? Я не работаю в данный момент и не могу пойти к психологу, но и понимаю необходимость что-то с этим делать. Мне уже 30 лет, стыдно зависеть от мамы, но мои мысли пораждают неудачи, хотя может я и правда глупая. Совсем запуталась в себе. Еще нюанс что я живу с отчимом, который давит на меня, что я не могу высказать никакое свое мнение, эмоцию или характер. Может быть моя проблема еще и в этом? Помогите пожалуйста!

Ответы и советы психологов
Психолог
Вам важна поддержка. Устройтесь "хоть  на какую-то работу", чтобы можно было бы оплачивать психотерапию.
Почитайте кстати про "самосбывающееся пророчество" - как ловко люди иногда  самих себя программируют на неудачи:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=123-self-fulfilling_prophecy
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Катя, начните с повторения про себя 5 фраз
1. я хорошая
2. я люблю тебя
3. мне жаль
4. прости меня
5. спасибо тебе
эти фразы гармонизируют пространство и выправляют жизнь. а первая фраза воззвращает Вам природное обаяние и уверенность
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте. Екатерина!
Предлагаю сотрудничество по вашим вопросам.
Психолог
Такие переживания характерны для тревожно-мнительного типа людей. К сожалению, "волшебной таблетки", чтобы все стало хорошо, не существует! Если действительно хотите перемен, то придётся начинать с себя, и это запрос на длительную психотерапевтическую работу. Но дорогу осилит идущий!
Если готовы обращайтесь, мы работаем с такими случаями и можем Вам помочь.
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенной, беспомощной перед ними, что они смогут причинить Вам боль, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость , как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!