спрашивает: Тимур (Москва)
Уже несколько лет я сковываюсь, запрещаю себе радоваться и чего-либо хотеть в присутствии своей девушки
Есть "допустимые" радости типа компьютерных игр и ютуба, что не вызывает сковывания, но что-то отражающее мою личность - я даже не чувствую и не ищу уже в большинстве случаев. Бывают просветы, когда я чувствую себя собой, но это не более 10-20% времени.
Мне 31, встречаемся 6 лет, 5 лет живём вместе, почти постоянно оба находимся дома, так как работаем на удалёнке.
В прошлом было много жёстких обвинений с её стороны, она сама называла это "шокотерапией".
Много пассивной агрессии - когда она внезапно уходила в себя и становилась недовольной, и только после расспросов на несколько часов выяснялось, что что-то "показалось" (иногда и по делу, но в основном именно "показалось")
Вообще она очень плохо чувствовала свои границы, стандартный сценарий - целый месяц терпела и делала вид что всё нормально, а потом устраивала шокотерапию. Так было всегда - месяц всё хорошо, а потом жесточайшая ссора, в который выясняется что я крупно виноват перед ней весь месяц. Так было десятки раз, кажется, не было периода где я не оказывался бы перед ней виноват (о чём узнавал пост-фактум и когда менять что-либо было поздно)
Я был заботливым и понимающим, учил её контактности и экологичности, и всему такому. Всё прощал.
Сейчас понимаю что я жертвовал собой и игра в спасателя
Так было первые 5 лет.
Уже год как она сильно изменилась - помогли духовные практики и интенсивы, йога, активная работа над собой - и сейчас она стала экологична, осознанна, контактна.
Обозначает границы, редко додумывает и в целом воспринимается как гармоничный человек
А я - во-первых нахожусь в перманентном напряжении рядом с ней, во-вторых стал крайне токсичным и засыпаю её претензиями, в любых проблемах стал винить её
Свою ответственность как отрезало - я словно не верю что я могу что-либо изменить в своей жизни. Умом верю, только ничего не происходит, мотивации нет и фактических попыток нет, постоянное ощущение бессилия.
Я нахожусь в этом аду прошлого, и понимаю что я сейчас адекватен ему - но хэй, уже год как ситуация изменилась, почему меня не отпускает?..
Я выхожу из дома - чувствую себя собой, возвращаюсь - всё, я исчез и ничего не хочу, прикидываюсь овощем.
Как мне изменить свои реакции на её присутствие?

Ответы и советы психологов
Психолог
Тимур
Бывают просветы, когда я чувствую себя собой, но это не более 10-20% времени.
Как дети с неадекватным родителем не могут сформировать и фактически теряют "чувство собственного Я" - так и вы - потеряли своё собственное "Я" под жёстким  прессингом токсичных отношений, в которых вы выступали в роли "объекта использования".
Девушка-то ваша теперь по вашим словам научилась "поддерживать свои собственные границы" - но  теперь разрушены ваши.
Чтобы  выйти из ситуации, в которую вы попали включившись  в весьма почётную роль "спасителя"/спасателя вам сейчас самому необходима определённая  "стабилизация", возможность разбираться с вашими чувствами и переживаниями, простраивать границы и выстраивать нормальные и здравые отношения.
Вам может быть полезна как индивидуальная психотерапия - так и участие в психотерапевтической группе которую я веду по средам вечером в Институте  психологии:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=242
Такая работа - индивидуально или в группе - поможет вам понять суть проблемы и выбраться из того что вы сам называете "овощным состоянием".
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Тимур, здравствуйте!
Почему Вас не отпускает? Как изменить свои реакции?
Похоже Вы себя словно потеряли. Сначала из-за того, что были спасателем, а потом из-за того, что роль спасателя себя изжила, а как вести себя по новому, Вы не знаете, так как изначально в этих отношениях, был утрачен контакт с собой.
Со всем, что произошло, нужно разбираться в терапии с психологом. Нужно найти причины, причем и те которые на поверхности и те что лежат много глубже и проработать их. Тогда все встанет на свои новые места в Вашей психике, ненужное уйдет, а нужное проявится и даст энергию для жизни по новому, в контакте с собой и миром.
Обращайтесь, будем работать.
Skype: denelenavlad, WhatsApp: +79859942455
С уважением, Елена