спрашивает: Татьяна (Москва)
До начала пандемии все было нормально. Последние полгода сын боится оставаться с отчимом наедине, начинается рев, зовёт меня, кричит "мне очень страшно", "папа, не надо!", "Ну я ем, пааап, я ем!", "Мама, где моя мама", а я просто в туалет отошла, при этом муж сидит с другой стороны стола и кушает. Иногда, когда именно я не вижу, говорит такие страшные вещи как "папа меня за шею схватил", " папа меня ущипнул больно/шлёпнул/наругал/дал по губам". При этом уверена, что ничего такого не было! Один случай был при мне, где сын просил папу "пап, ну не надо", плакал, при этом папа ничего не делал такого, был занят своими делами. Муж говорит, что ничего не делает, да и какой ему в этом интерес? Есть маленькая дочка от мужа, он ее очень любит, у них нежные отношения, она его обожает. С сыном все иначе, внимания особо он ему не уделяет, может отчитать, ткнуть в ошибки, сказать какой ты пример подаёшь сестре и т.д. О том, что отец ему не родной, сын не знает(как я думаю), т.к. познакомилась с мужем, когда сыну было 2,2. Он сразу его полюбил и быстро начал называть папой. И сейчас на вопросы про папу, сын говорит, что любит его, рисует "вот машина как у папы", хочет быть похожим на него, носить похожую жилетку как у папы и т.д. Но невозможно выйти из комнаты, если я выхожу, сын бежит за мной или начинает плакать, реветь и звать меня на помощь. В чем причина такого поведения? Как вести себя мне с сыном? И как вести себя мужу? Приходится давать ребенку успокоительные типа детский Тенотен, Ново-сед, Магний, но это тоже не гарантия. Я обычно говорю "ну что ты, папа ничего же не делает, с чего ты взял", а муж обычно особо и не реагирует, максимум "я вообще-то ничего не делаю". Помогите, пожалуйста, ребенок и так очень ранимый, может заплакать если не получилось что-то или на площадке кто-то обидел. Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог
Из письма не очень понятно, ваш муж вашего ребёнка усыновил? Соблюдены юридические формальности? Также не понятно, а это важно, что с его биологическим отцом или он остаётся отцом и есть ли там взаимодействие? Далее, ребенок отыгрывает какую-то проблему, разрешить которую, в переписке, не представляется возможным. Необходимо комплексное обследование ребенка. Возможно консультация детского психолога и в дальнейшем семейного психотерапевта. Если нужны подробности - обращайтесь
Психолог, семейный психолог
Татьяна, здравствуйте!
Рекомендую обратиться с ребенком к детскому психологу. Есть проективные методики, рисунки, сказки и просто специальный подход к детям, при помощи чего, психолог сможет прояснить ситуацию. Понять, что чувствует ребенок и почему такое поведение. И конечно , помочь в этой ситуации. Обратиться нужно лично, с детьми специалисты , как правило, работают только на личных приемах.
Кроме того, есть способы , когда работу делают через родителей. Можно на консультации , например, с Вами лучше понять ситуацию в семье и также определить, какие модели поведения будут для воспитания ребенка наилучшие. Имею большой опыт работы. с родителями в подобных ситуациях, можете записаться ко мне на консультацию, если хотите глубже разобрать  свой вопрос.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! Стоит обратиться к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи. Часто нарушения в поведении ребёнка зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между Вами и ребёнком.
Что какие-то его действия влияют на Вас, что Вы утрачиваете контроль, чувствуете своё бессилие и не знаете, что делать, не можете управлять поведением ребёнка, не можете управлять своими чувствами, восприятием и реагированием.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Психолог
Здравствуйте Татьяна!
Ребенок растет и начинает что-то понимать и что-то придумывать. Фантазии это продолжение реальных реакций. Есть наверняка у него и неприятные чувства в отношении отчима - он подсознательно как и все дети чувствует, что не любим по настоящему и это невозхможно изменить, потому что отчим не может без помощи психолога понять свою ошибку. А мальчик с обостренным чувством любви начяинает играть в жертву на почве неудовлетворенного чувства. Здесь и мама, и папа и ребенок недопонимают и хотят чтобы им помгли, но не знают что реально хотят. Это как игра в прятки и ребенок показатель того что в семье нет любви по настоящему. Я предлагаю вам не расстраиваться а прийти на консультацию по Скайпу - первая консультация  бесплатна и мы спокойно найдем выход. Жду вашего решения и письма с вопросами