спрашивает: Настя
Мне 18 лет. Меланхолик. Тревожная, чувствительная личность. Всегда стараюсь поступать правильно, по-совести.
Два года была очень сильно влюблена в парня (первая любовь), сегодня оказалось, что взаимно. Я обрадовалась, сейчас расстроилась. Я поняла, что боюсь отношений, осуждения людей, разочарований - всего боюсь. Я поняла, что несмотря на сильные чувства, я не могу им поддаться, не могу отключить разум, который говорит, что я испорчу жизнь этому парню и вообще ему нужна не я. Но он мне очень нравится и я не хочу потом жалеть, что потеряла свою любовь.
У меня есть детские травмы (отец часто уходил из дома, подводил меня и я потеряла к нему доверие и тд).
Мне всегда говорили: "сначала школа, потом институт, потом я устроюсь в жизни и можно заводить отношения. Да и вообще парни любят глазами, бросают девушек беременными и 80% браков кончаются разводом".
Я не знаю, как мне поступить. Из-за чего возникает табу на отношениях? Как это преодолеть?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Настя!  Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенной, беспомощной перед ними, что они смогут Вас критиковать, отвергать, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!