спрашивает: Инга (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте, мне 22 года и я тот самый человек, который переживает по любому поводу. Ощущаю постоянное чувство тревожности, страха и неуверенности в правильности своих действий, хотя головой понимаю, что все хорошо и ничего страшного нет, но эти ощущения не покидают меня. Стоит мне принять какое-либо решение и начинается, а вдруг не правильно, а вдруг этого не стоило делать, а если, а как вернуть и так далее. Иногда успокоиться помогает валерианка, но я боюсь ее часто пить. Постоянно я переживаю, даже по мелочам. Из-за этого не могу отдыхать и моё эмоциональное состояние на пределе постоянно, устаю даже от целого дня ничего не делания. Вот даже элементарный пример, я решила не ехать с родителями загород, чтобы побыть одной несколько дней, мне кажется это очень нужно мне, но теперь меня одолевает тревожность и беспокойство, что а вдруг они меня не позовут больше, а вдруг это не правильный выбор, а вдруг развеяться за городом лучше чем побыть одной!? Тем более если я останусь дома, мне 100% придется посетить человека, с которым я не люблю общаться и видеться, каждый раз дается сложно, но мама обязательно попросит к нему сходить! Это лишь один пример, такое происходит ежедневно, иногда даже несколько раз за день.Как от этого избавиться?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Инга!  Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенной, беспомощной перед ними, что они смогут Вас критиковать, отвергать, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы. Поэтому и боитесь принимать решения, нет уверенности в себе, а своя самооценка зависит от других.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!