спрашивает: Инга (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте! Не так давно я стала разбираться в себе и поняла, что в своим 22 годам внутри я осталась маленьким ребенком, который абсолютно не понимает кто и зачем вообще его родили на свет. Я обладаю достаточно низкой самооценкой и чересчур завишу от общественного мнения. Возможно это из детства, родители всегда меня критиковали (слишком толстая, слишком плохо учусь,ужасная лентяйка, не умею петь, не умею рисовать, трусиха, не красивые волосы и так далее по списку), но вот я выросла и не могу жить иначе, не могу заниматься в спорт-зале (постоянно на всех оглядываюсь, боюсь, что я делаю не так и надо мной смеются или обсуждают, в компаниях лишний раз молчу и не могу расслабиться, потому что сомневаюсь, что меня хотят слушать, со мной фотографироваться и так далее. Я не знаю, что думают другие люди и заранее додумываю с их точки зрения плохо о себе. В следствие этого мои границы сильно размыты, я не могу принимать решения, ведь если я ничего не знаю и не умею, то 100% мое решение будет ошибкой и конечно у себя в голове я заранее проиграла, а если я понимаю, что мои родители не одобрят этого решения, то я даже и пытаться не буду, все равно мне запретят (ДА МНЕ 22 и Я БОЮСЬ ЗАПРЕТОВ). Не знаю почему, возможно потому что родители всегда на меня давили и обесценивали. Я закончила школу и университет с красными аттестатом и дипломом, но в глазах родителей это не заслуги, мне все родственники даже предлагали отдать мою медаль школьную маме, потому что это её работа на 100%. Это сильно обижало, тем более, что я работала для этого. Меня никогда не хвалили и наверное, это наложило свой отпечаток. Мне никогда не сообщают о планах, всегда ставят перед фактом и я всегда должна быть свободна и выполнять приказы незамедлительно. По итогу в 22 года я запутавшийся комок неуверенности с сильно размытыми личными границами и не умением принимать никакие решения, страшащийся всего на свете.Мне скоро создавать свою семью, но как я могу воспитать хорошего человека, когда сама внутри маленький ребенок с проблемами с самооценкой? Я не ощущаю жизни, каждый день боюсь решения, постоянно тревожусь и подобное. Даже когда мама входит в комнату, я вскакиваю, всегда, потому что знаю, что запрещено просто лежать или не дай бог спать днем (мой молодой человек до сих пор не понимает этого). Хочу работать над собой, чтобы стать личностью, а не непонятно кем, но не знаю с чего начать...

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Инга.Вы задаете очень серьезеый вопрос,который упирается в пробему идентичности личности.Так много затруднений потому,что Ваша идентичность чаще всего не развивалась,а стояла,буксовала и была зажата родительским авторитетом,доминированием,диктатурой и повышенной строгостью.Благоприятная среда для развития идентичности личности-детская свобода,право на выбор,свое мнение,с которым считаются,принятие ребенка хорошим во всех отношениях,а не только по принципу хороших оценок.В итоге,Ваша личность развивалась ограниченной в свободе и эмоционально деформированной.Ваша самооценка не высока,и адаптация ко взрослой жизни и роли мамы,в том чмсле,будет сложна.Выход есть,в проработке своей идентичности и ценности.Что бы все же,ответить себе на вопрос-Кто Я и Чего Хочу.Как минимум,это длительная работа с литературой.Поработайте с книгой Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Изучайте долго,читая,перечитывая,вникая.Вы получите новые стратегии жизни и поймете,что Ваше состояние сегодня не катастрофично.Новые стратегии Вам помогут себя переформатировать.Еще лучше,если Вы обратитесь на личную терапию по выстраиванию новой идентичности и ценности.Она более эффективна,так как,сопровождается специалистом и помогает Вам работать с бессознательными аспектами Вашей личности.Выбирайте свой путь.Если захотите поработать в разговорной терапии,обращайтесь,смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте, Инга!  Вы боитесь быть собой, боитесь отвержения, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте, Инга!
Очень хорошо, что Вы пришли к осознанию о работе над собой. Ситуация у Вас достаточно сложная, но если есть решимость, то можно всё исправить. Тем более у Вас уже есть хорошие способности учиться.
Прежде всего Вам нужна программа по самоутверждению, в которой нужно решить несколько задач:
1. Развитие волевой сферы личности. Создание зоны Вашей ответственности и установка личных границ,в соответствии с ними.
2. Проработать сильные позиции личности и проявлять их в поведении. Вы сможете выстраивать уверенное поведение и минимизировать конфликты.
3. Открыть перспективы, возможности и поставить цели.
4. Создать программу и достигать результаты. С каждым достигнутым результатом Вы станете сильнее и увереннее.
Если Вам близок мой план действий, то буду рада доработать его с Вами на консультации и начать работу по саморазвитию!