спрашивает: Мария
Добрый день,
Мне 23, я замужем, доучиваюсь последний год в магистратуре, подрабатываю по специальности. Моя жизнь меня устраивает, все основные сферы развиты и достаточно дают мне для ощущения спокойствия и удовлетворенности. Однако недавно во мне возникло огромное желание, которое теперь не дает покоя - я хочу ребенка.
Я всегда представляла себя в семье, где-то год назад я поняла, что часики "начинают тикать" - ко мне то и дело приходили эти мысли и заставляли хотя бы психологически продумывать дальнейшие шаги в карьере и учебе, амбиции поутихли, потому что я поняла, что мне это не будет нужно. А недавно часики "дотикали" - словно по щелчку пальцев я поняла, что это время пришло, что я морально и физически готова стать матерью. Сложно описать это чувство, но, думаю, женщины меня поймут (говорила об этом со своей мамой и подругой, они подтверждали подобные ощущения) это какая-то безграничная энергия, но не бешенная радость а такой обволакивающие чувство того, что это совершенно и абсолютно естественно и должно прийти. Муж, к слову, тоже недавно пришел к этому чувству, в нем просыпаются отцовские инстинкты.
Но мы люди ответственные и понимаем, что сейчас не можем себе этого позволить. Во-первых, я иностранка (муж - Чех) и у меня пока нет прав в этой стране. Этот вопрос в процессе разрешения - где-то через полгода-год я получу ПМЖ. Также нужно закончить университет - весной, и желательно проработать хотя бы год чтобы получать декретные. Также мы задумываемся, что хорошо бы взять квартиру в ипотеку - на это нужен еще год-два откладываний с моей зарплаты. И вот я все мозгами понимаю, что так правильно, что это более чем разумно, и что, может, это время пролетит быстро...но почти каждый день я почти (или не почти) плачу от осознания того, что такое светлое чувство нужно гасить в себе и откладывать в долгий ящик. Я привыкла верить своей интуиции, я не совершила никаких больших ошибок в жизни (не потому, что я в ней ничего не делала) и я не могу понять, почему я должна уговаривать себя не слушать саму себя сейчас. Я все прекрасно понимаю разумом, но не знаю, что сказать своему сердцу и этому чувству, как смириться с этим и позволить времени создать лучшие условия для появления ребенка.
Спасибо большое.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Мария.
Часики начинают тикать после тридцати, а сейчас в вас "тикает" только пробудившийся материнский инстинкт.
Материнский инстинкт - это отраженные в сознании сигналы с уровня организма о его физиологической готовности к выполнению главной эволюционной задачи - воспроизведению потомства. Главные ошибки подавляющего большинства молодых женщин, в которых просыпается материнский инстинкт - это приписывание партнеру мифического "отцовского инстинкта" и идея о том, что рождение ребенка неким чудесным образом укрепит связь с супругом, сделает его более стойким к испытаниям и т.д. На самом деле у мужчин нет никакого аналога матринского инстинкта, большинство мужчин тяжело переживает период беремености супруги и мало кто из них готов к тому, чтобы после рождения ребенка оказаться у супруги на втором плане, в роли помощника по хозяйству в семье, центрированной вокруг ребенка.    2-3 года в описанной вами жизненной ситуации это объективно не проблема, поскольку в социальном плане готовности к появлению ребенка прямо сейчса в вашей семье нет. Проблема же в том, что прекарсно понимая все это, вы хотите презрев все риски броситься в авантюру.
Чаще всего так бывает в том случае, если где-то в глубине души женщина не чувствует уверенности в себе, в партнере и в прочности отношений с ним и хочет с помощью ребенка укрепить связь, и для обоснования этого своего решения  занимается самообманом, фантазируя на темы "проснувшегося отцовского инстинкта у супруга", о голосе сердца, женской интуиции и т.д. Такого рода фантазии у женщин чаще всего укоренены в детско-родительских отношениях - женщина помнит, с какой любовью к ней относилась ее мама, когда она сама была маленькой, помнит волшебные сказки, романтические фильмы и все те культурные штампы, которые подкрепляют женщин к реализации своих матринских инстинктов...  И очень часто такие фантазии в сочетании с надеждами на "интуицию" приводят к криизсным явлениям в семье.
Не сомневаюсь, что  Вы уже сделали свой выбор и все сказанное мной выше вряд ли вас остановит - ведь вы верите не своему разуму, а своми инстинктам, эмоциям и разговариваете со своим сердцем. Не мне и не кому-то из коллег решать за вас, правильный ли вы сделали выбор, никто вам не скажет сейчас точно, хватит ли у вас и вашего мужа сил и ресурсов для того, чтобы пройти через все испытания, которые вас ждут и каким будет финал этой истории. Но если вы заходите в эту историю сейчас, то я надеюсь, что у вас есть План Б на случай, если у мужа не хватит сил и ресурсов для того, чтобы выдержать весь этот груз на своих плечах.
Психолог
Здравствуйте, Мария! На самом деле можно видеть много-много разных причин, почему сейчас не время для ребёнка, но...это всего лишь проблемы, которые будут решаться и на самом деле всё эти "поводы" не связаны с беременностью и с рождением ребёнка. Жизнь будет идти дальше и каждый день, месяц и год будут появляться всё новые и новые причины и проблемы, а откладывать можно очень долго и в итоге ...можно столкнуться с бОльшими проблемами уже с самой беременностью. Вы вряд ли с мужем сможете подготовить свою жизнь 100% для того, чтобы Вы оба сказали - да. есть квартира, деньги, пмж, работа и Вы готовы в ребёнку....но через какое время это будет и сможете ли Вы тогда уже зачать и не возникнет ли других проблем.
Вы боитесь и муж тоже, что это груз ответственности, но рано или поздно Вы с этим столкнетесь и нельзя быть готовыми, а найти причины и отложить можно всегда.
Вы можете расставить приоритеты и решиться.