спрашивает: Кейт (Пермь)
Вроде своя семья 19 лет ,а все еще слушаю отчёты ,раньше с мамой были как подруги все друг другу доверяли ,а сейчас после замужества ,стало как то натянуто,иногда не можем поговорить о проблемах,я боюсь что меня опять отчитаюсь или обвинят в чем то ,ее можно понять ,потому что были случаи когда ,я их подводила ,но иногда даже на необоснованном месте такое бывает ,тяжело,разорваться между мужем и мамой ,да ещё и у мужа с мамой между собой натянуто все ,как их настроить на нужный лад ,как поменять и вернуть былые отношения

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Кейт! Вы выросли, но Вы боитесь быть Взрослой. Вы ждете от мамы критики, обвинения, оценки. Не знаете как выстраивать границы, как вернуть себе веру в себя и отделиться от мамы эмоционально.
Вам нужно понять, как сейчас ВЫ можете выстроить отношения с мамой, учитывая, что ВЫ уже не маленькая девочка, а женщина. Но, для этого Вам самой нужно разораться в себе! Принять себя, разораться со своей самооценкой.
Вы боитесь быть собой, потому что до сих по боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!