спрашивает: Соня (Нижний Новгород)
Здравствуйте! Мне 19 лет и я не знаю, что делать и как жить дальше. Я запуталась. У меня постоянное ощущение, что все меня ненавидят, что я обуза. Последний год я часто плачу и не понимаю свои эмоции и чувства, не могу их контролировать.
Все началось год назад. После сдачи диплома в колледже, которая отняла много нервов и энергии, я познакомилась со своим молодым человеком, устроилась на работу и поступила в институт. Мне не хотелось поступать на журналистику, но родственники настаивали на том, что высшее образование необходимо и хоть бы какое, но нужно получить обязательно. Я с детства занимаюсь творчеством, очень люблю рисовать, но на дизайн поступить не вышло, тк я опоздала на вступительные экзамены, думала год повременить, но бабушка с дядей практически каждый день мне звонили, настаивали на том, что нельзя терять год и нужно поступить на вышку вот прямо сейчас - вот так я и пошла на журфак.
С молодым человеком тоже начались проблемы, мы живем вместе, он часто уходит на всю ночь гулять, постоянно меня "кидает", например, мы договариваемся о чем-нибудь, куда-нибудь сходить/что-то сделать и в последний момент он говорит "ой, извини, за был тебе сказать, у меня дела...", работает он на своего отца, он плотник, но у них последние годы плохо с заказами и денег практически нет, поэтому зарплата у него раз в три месяца тысяч 20-25.
Работаю в экспертной организации, секретарем, если можно это так назвать. Просто выполняю поручения начальника, составляю различные документы, бегаю на почту, хожу по судам и тд., зарплата моя 20 тысяч. Это, конечно, не на заводе работать, но мне, если честно, тяжело. Не люблю свою работу и хотелось бы зарплату побольше, но без опыта работы и высшего образования никуда не берут. Ходила на собеседования, но мне везде отказывают.
В общем, целый день на работе, прихожу домой, нужно прибраться, приготовить, а там уже времени совсем не остается, просто ложусь спать и так каждый день.
Я очень устала, постоянно чувствую внутреннюю тревогу и какую-то вину перед окружающими, чувствую себя обузой, мне не нравится мой внешний вид, то, каким человеком я являюсь и моя жизнь.
Раньше у меня было много друзей, но у них сейчас тоже свои заботы, личная жизнь, учеба и тд., на меня у них просто нет времени.
Не знаю, как сказать, но последние две недели я постоянно испытываю какую-то панику, я плохо сплю и у меня постоянно чувство, будто я что-то упускаю в жизни, будто я не делаю чего-то, что должна делать.
27 августа я пошла и забрала документы с журфака, сказала бабушке, будто меня отчислили. Хотела поступить на дизайн, потому что на сайте университета было написано, что документы можно подать до 18 сентября. Подала документы, но мне позвонили из приемной комиссии и сказали, что именно на то направление подготовки, куда я собиралась поступать, набор закрыт. Я сказала об этом бабушке, на что она мне ответила "да Соня, я всем рассказывала, какая ты молодец, как учишься, а ты... В общем, я разочарована". Я не знаю, что мне делать, мне так не хотелось обижать бабушку и вообще, мне очень тяжело, я совсем себя не понимаю.
Летом я ходила к психотерапевту и он посоветовал мне выписывать свои тревоги и мысли на бумагу, я делаю это упражнение, но оно не приносит облегчения, еще я начала медетировать каждый день по десять минут с утра, но это тоже не помогает.
Я даже не знаю, на какой ответ надеюсь и чего жду. Я очень устала, каждый день мне все тяжелее, я часто думаю над тем, чтобы убить себя, но мне страшно,я не хочу умирать, но и жить больше не могу, я запуталась.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Соня!
Вам психотерапевт посоветовал работать самостоятельно - это очень важно но источников и ресурсов для поднятия энергии должно быть много и все они для вас должны составлять основу жизни. Пока вы не поднимете свою энергетику и осознанность у вас будут проблемы и в вашей жизни и с родственниками и вообще будущее  будет тяжелым. Так что я предлагаю вам свою помощь и энергетику - научу также как работать над собой и поднимать  свои ресурсы, а они поверьте у каждого безграничны, просто сейчас вы бегаете по одному и тому же кругу где исчерпали все свои ресурсы. А вам нужно подняться на более высокий уровень и уже сверху увидеть причину проблем. Сейчас у вас это просто не получиться. Приходите ко мне консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна. Жду вашего решения и письма с вопросами. Вы хозяйка своей судьбы просто к ней надо найти ключ.
Психолог
Добрый день, Соня! Начну с банальности, Вам 19 лет! У Вас всё впереди!
На тот факультет дизайна, на который Вы хотите можно поступить и в следующем году! Главное оставаться настойчивой в достижении Вашей мечты! И всё сложится!
Как актёры поступают в театральные по несколько лет, а потом становятся Великими актёрами! Что они делают когда не поступили? Они идут туда, где хотят быть, в их случае в театр. Они устраиваются кем угодно билетёрами, помощниками костюмеров, администраторами на рассадке, лишь бы в театре! Для них это волшебное слово – Театр! Они общаются с такими же увлеченными театром, искусством людьми и живут этим!
Дизайнером чего Вы хотите быть? Какое волшебное слово для Вас? Где работают те люди, которые занимаются тем, чем хотите заниматься Вы? Идите туда! Идите к ним! Идите помощником, учеником, секретарём кем угодно! Найдите Вашу творческую компанию людей, которая будет приближать Вас к мечте. Мечте быть дизайнером!
Бабушка будет счастлива, когда будете счастливы Вы!
Вы заперли себя в бытовых стенах. Вы же художник, Вы творец, Вам нужно творчество.
Найдите компанию, в которой работают те, кем Вы хотите быть и сделайте всё чтобы Вас туда взяли работать. Почувствуйте эту атмосферу творчества. И Вы увидете как у Вас вырастут крылья.
Приведу ещё один пример: девушка, работала менеджером по рекламе, необходимостью постоянного выполнения плана довела себя до такого же состояния как у Вас. Всё бросила и пошла в ближайший цветочный магазин, как она говорит: «Я была готова у них работать даже уборщицей, лишь бы они научили меня мастерству флориста (составлять букеты)». История счастливая она проработала 5 лет в этом магазине, за это время она стала профессиональным флористом (оказалось, что у неё талант и хороший вкус), закончила бизнес курсы и открыла собственный магазин. (Ещё через пять лет она продала магазин в России, уехала в Лос-Анжелес и открыла магазин там. Так что теперь она флорист в собственном магазине на одной из самых дорогих улиц Лос-Анжелеса).
Верьте в Себя! Идите к Вашей мечте! У Вас всё получится! И Ваши близкие будут этому только рады!
Психолог
Здравствуйте, Соня! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Вы боитесь быть собой. Потому что до сих по боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!