спрашивает: Елена (Нижний Новгород)
Здравствуйте. У нас такая ситуация, мы переехали и пошли в другую школу, в 5 класс. Дочь никак не может, найти друзей, одна девочка сегодня дружит с ней завтра не дружит, с чем это может быть связано. Дочке очень нравиться с той девочкой общаться, я ей говорю дружи с другими. Но я вижу что ей неприятно и она переживает, может не сильно,но все же. Как выходить из таких ситуаций. Подскажите пожалуйста?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Елена!
Знаете некоторые ситуации в нашей жизни это как подарок который завернут в упаковку неприятностей и нужны подобные подарки чтобы научиться быть сильной и умной. Не всегда как вы понимаете все классно и очевидно. Нужны усилия и желания разобраться и вам и ребенку новые правила и суть происходящего, чтобы подняться на новый уровень в жизни. Эт развитие и оно проходит через кризисы. Это нормально. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу и мы с вами пообщаемся. Первая консультация бесплатна. У вас начался интересный период в жизни его надо правильно оценить. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Правильно я понимаю, что Ваша дочь толкько 1 сентября 2020 пошла в новую школу? В этом случае прошел не такой большой срок, чтобы делать выводы о том, что нет друзей. Детям нужно присмотреться друг к другу. Обьясните дочке, что ребятам нужно время, чтобы начать с ней близко дружить. Научите, что не нужно как и навязывать общение, так и отказываться от него.
5 класс это в целом сложный период для ребенка. Переход из начальной школы это своебразный стресс для ребенка. Стаарйтесь быть поддержкой во всем, создавайте ей спокойную обстановку дома. Выслушивайте ее, когда она чем-то делится, задавайте ей вопросы по заданной ею теме. Самостоятельно не задвайте тревожных вопросов о том, нашла ли она друзей. Не обсуждайте факт отсутвия друзей с членами семьи. Такая тревожная фокусировка на этой теме может дать ребенку ощущение, что проблема еще более серьезная и с ней что-то не так. Родители должы оющаться с ребенком с искрееним интересом и со спокойствием. Все тревоги родителей ребенок воспринимет в разы сильнее и это неблагоприятно отражается на его развитии. Хвалите дочку, когда она рассказывает про успехи в учебе, про то, ка стала сама первая с кем-то общаться или играть.
Также можно порекомендовать искать друзей не только в классе, но и в различных кружках (в некоторых школах несморя на ограничения из-за пандемии проводятся внеклассные тврческие занятия с детьми в малых группах). Может  быть в районной библиотеке тоже проводятся мини-занятия для детей. Расширяйте круг общения.
В любом случае, поиск друзей в Ваших устах должен быть чем-то приятным, интересным, нетребующим спешки. Поддерживайте ребенка, когда она грустит от одиночества, но подерживайте не из состояния тревоги, а из сотояния, что просто нужно время, что это не страшно. Дети транслируют эмоции родителей. Зная это Вы сможете быть ребенку самой лучшей опорой и помощью.
Успехов!
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемна и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
А психолог со своей стороны может поработать и с дочерью, с её уверенностью в себе, с самооценкой, чтобы она смогла выстраивать отношения с другими детьми.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Психолог
Здравствуйте. Похоже, дочка боится прервать дружбу с этой девочкой, чтобы не остаться в классе совсем одной. И, пожалуй, пока девуочка не почувствует больше уверенности, не стоит настаивать на этом.
Если ваша дочь раньше легко находила друзей, то и сейчас есть шансы, что справиться. Если эта проблема была всегда, то лучше обратиться к психологу вместе с дочкой.
При этом девочку стоит ориентировать на то, что друзей можно находить и вне школы - во дворе, кружках.