спрашивает: Алина (Краснодар)
Всем здравствуйте. У меня трудные отношения с дочерью. Если я что-то прошу ее делать, она этого не делает. Вот например, я постоянно ее контролирую, чтобы она почистила зубы, доходит до слез, ей лень все делать, она не хочет. Контролировать ее я тоже постоянно не могу. Как мне быть? Достаточно сказать и надеяться на то, что она это сделает ( а может и не сделает и знать об этом) или стоять над ней и контролировать?
и такая ситуация во всем абсолютно. я прихожу с работы, дома всегда грязно , за собой дочка ничего не убирает, где покушала, там все и оставила. В школу может пойти не форме, а в джинсах и футболке грязной, сказав , что а почему нельзя?! Мне приходится контролировать ее во всем, я не могу не спросить ее, а ты это сделала, а это? и так во всем абсолютно. А ты гольфа надела? А ты сарафан одела? А ты умылась? А ты домашнее задание записала? Если я все брошу на самотек всё, то она вообще ничего не будет делать, не умываться, не прибираться, ничего.
Этот контроль ни к чему хорошему не приводит, я нервничаю постоянно, да и дочка тоже от него не в восторге. Возникают конфликты. Каждый день. Утром, вечером. Постоянно конфликты. Как мне быть? Как перестать ее контролировать, веря при этом, что она всё сделает?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алина! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку — сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Почему у Вас есть потребность Контролировать — Вам важно, чтобы дочь сделала что-то, но Вам важно учиться проводить и границы ответственности. Что будет с Вами, если дочь не почистит зубы? Вы будете чувствовать себя «плохой» матерью?
Сейчас чем больше и тяжелее Ваш контроль (ведь он выражается не только  в проверке чистит ли она зубы и как), но и в других сфера.
И за этим контролем, Вы можете не увидеть саму дочь… её черты, качества, сильные и слабые стороны.
Вам важно прекратить эту борьбу с дочерью, а повернуться к себе и понять -  в чем источник Вашего чувства контроля?
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Дочь взрослеет и это пугает Вас, пугает то, что она может не слышать Вас, а делать так, как она хочет и тогда Вы не сможете её защитить, контроль — отражение Вашего чувства бессилия.Вы тревожитесь, потому что не знаете как ей помочь, как помочь себе, поэтому и Вам тоже нужно разобраться в том, что происходит с ней и научиться выстраивать с ней близкий эмоциональный контакт и общаться тоже с психологом, чтобы он помог Вам понимать свою дочь.
Психолог
Добрый день, Алина!
Вы верно сказали, Вы контролируете все и не даете дочери взять контроль на себя за свое поведение. Дочь знает, что Вы будете контролировать все и не стремится брать ответственность на себя, поэтому не чистит зубы, не меняет футболку, потому что все это сделаете Вы.
Есть такой момент, когда убирается дочь, по-Вашему мнению может быть недостаточно чисто и Вы за нее переделываете все, она это видит и у нее теряется мотивация делать это в следующий раз, т.е. труд ребенка обечценивается. Также вместе с этим, Вы можете ругать ребенка за убранную комнату еще больше, чем не за убранную и ребенку в следующий раз вообще не хочется ничего делать. Не критикуйте ребенка за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: "Что за бардак ты тут устроил?" скажите: "Я хотела бы видеть здесь порядок". Ребенок должен знать для чего он убирается и меняет футболки.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и вместе с психологом подобрать методы, которые помогут Вам наладить отношения с дочерью.
Удачи!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию по скайпу или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте Алина!
Ваша дочь привыкла что ею командуют и у нее сформировалось отрицательное отношение к этому. Вы используете только кнут в воспитании, а нужно пряник - хвалить за все и хорошее и говорить что вы ей верите, любите в любом случае и всегда будете ее поддерживать. Даже животных дрессируют с помощью пряника. А вы просто сломали ей психику и сама она не может ничего с этим сделать. Я думаю лучшее что вы можете сделать - приходите ко мне на консультацию и я подробно и очень-очень вежливо и по доброму расскажу вам как вам быть - первая консультация бесплатна. Вам обеим нужны новые отношения. Жду вашего решения и письма с вопросами. Не переживайте - вы просто этого не знали
Психолог
за собой дочка ничего не убирает, где покушала, там все и оставила. В школу может пойти не форме, а в джинсах и футболке грязной, сказав , что а почему нельзя?! Мне приходится контролировать ее во всем, я не могу не спросить ее, а ты это сделала, а это? и так во всем абсолютно. А ты гольфа надела? А ты сарафан одела? А ты умылась? А ты домашнее задание записала?
Всё, что Вы описали, относится к привычкам дочери.
Она просто не приучена делать всё это, отсутствует навык, автоматизм. Приучайте: на определённые действия людей тоже приходится дрессировать, как детей, так и взрослых...)
Если же Вы чего-то недосказали, то есть в ваших с ней отношениях присутствует более глубокий конфликт, если проблема шире, чем её неумение делать элементарные повседневные вещи, - то опишите это, пожалуйста... Тогда можно будет дать более развёрнутую рекомендацию...
Психолог, семейный психолог
Алина, здравствуйте!
У вас комплексная проблема и я приглашаю Вас на консультацию, чтобы начать ее решать. Дело в том, что если останавливаться на уровне советов и рекомендаций, то все останется на том же уровне, девочке уже 9 лет, однако, как я понимаю, проблема возникла не вчера и пока Вы не обратились к психологу , изменений нет, а Ваша тревога , нервозность и напряжение , лишь усиливается.
Работаю онлайн по скайп, буду рада помочь.
С уважением,
Елена