спрашивает: Светлана (Красноярск)
Здравствуйте. У меня ,так сказать, застарелая проблема. Моему сыну 12 лет. И с малых лет он проявляет неадекватные эмоции на повседневные ситуации. На просьбы что-то выполнить, будь то работа по дому или уроки, он начинает плакать, потому что это "долго, надоело, не хочу" . Опоздание в школу, та же реакция. Только теперь это- "позор". С ним в общественных местах разговаривать нельзя- стыдно. Недавно ходили в устраиваться в спортивную секцию, ему казалось.что все на него смотрят и смеются над ним. Убедить в обратном его просто невозможно, он не слышит. Я понимаю, что жить с таким подходом к жизни ему будет очень сложно.Эта замкнутость и нерешительность, страх перед чем-то новым не дает продвигаться. Ребенка пальцем не трогаю.Ругать-ругаю, за лень, за двойки, за грубые ответы... Лаской он не обделён. Где в макушку поцелую,где прижму к себе.А сейчас начнется переходный возраст, вообще ума неи приложу как мы будем справляться с этими эмоциями. Я прекрасно понимаю. что это мои издержки воспитания, но и генетика тоже здесь поработала...Помогите,пожалуйста понять причины .Я не знаю как себя вести в этих ситуациях.Уговоры и порицания не помогают.Только угрозы-забрать телефон.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Светлана! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто нарушения в поведении ребёнка зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между Вами и ребёнком. И в том, что происходит внутри Вас самой.
Ему уже 12, проблемы начались давно, а сейчас Вы сталкиваетесь уже с теми стереотипами поведения, которые уже закрепились у сына и теперь коррекционная работа предстоит и ему самому над собой, а также над Вашими отношениями, чтобы убрать то, что могло закреплять его незрелость.
Какие-то его действия влияют на Вас, что Вы утрачиваете контроль, чувствуете своё бессилие и не знаете, что делать, не можете управлять поведением ребёнка, не можете управлять своими чувствами, восприятием и реагированием.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться, Вы это уже видите, это уже происходит.
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Светлана!
У вашего сына заметны навязчивые мысли и страхи о том, как он выглядит в глазах окружающих. Это социальные страхи. Возможно, у Вас есть подобные страхи, однако , Вы их проявляете по-другому, может причина и в другом, однако, родители довольно сильно влияют на поведение ребенка, как и могут довольно сильно повлиять на изменения в поведении.
Вашему сыну очень желательно обратиться к детскому психологу.
А я работаю с такими ситуациями онлайн с родителями, или с одним из родителей, чтобы через изменения модели поведения с ребенком , корректировать поведение ребенка.
Можете обратиться на консультацию, буду рада помочь.
С уважением,
Елена
Психолог
Добрый день!
Вы, к сожалению, не написали о том, участвует ли папа в воспитании. Но отдельные нюансы в Вашем описании подсказывают, что нет...
В воспитании ребёнка вообще, и мальчика в частности, крайне важно предоставить ему широкую зону свободы - и одновременно широкую зону ответственности. То есть он должен чувствовать и понимать, что есть целый ряд вопросов, который принадлежит только ему и касается только его: и в который Вы, так сказать, вообще соваться не намерены... Например, это учёба. Уборка - как минимум, в собственной комнате. Его работа в спортивной секции.
Нынешняя проблема Вашего ребёнка - в Вашем гиперконтроле: у него нет ни свободы, ни ответственности, Вы, по сути, контролируете каждый его шаг. Это имеет смысл изменить...
Подробно это можно разобрать в ходе работы с психологом, так что если вопрос для Вас значим - обращайтесь, помогу )
Психолог
Добрый день, Светлана!
И с малых лет он проявляет неадекватные эмоции на повседневные ситуации.
Как Вы ведете себя с сыном, когда о чем-то его просите? Откуда у него вырабаталась такая реакция на обычные просьбы? Возможно, он не слышит от Вас похвалы, а за плохое поведение получает отрицательные эмоции от Вас. Что именно он отказывается делать?
Вы пишите, что ходили устраивать его на спортивную секцию. Чье это было желание? Ваше или  ребенка? Возможно, он не хотел этим заниматься. Сложно сказать, не зная ситуацию более подробно.
Эта замкнутость и нерешительность, страх перед чем-то новым не дает продвигаться.
Да, здесь ему будет сложно, т.к. он подросток и сейчас он формируется, но он взрослее и уже сталкивается со сложностями. Здесь нужна помощь детского психолога, пока проблема не закоренилась в нем глубоко.
Есть ли у ребенка отец? Какую роль он играет в воспитании ребенка? Это важно.
Переходный возраст самый не простой в жизни человека, ребенок тяжело переживает это и Вы, как родитель понимаете это. Но для того, чтобы разобраться подробнее, что влияет на ребенка нужно знать больше подробностей о Ваших взаимоотношениях с сыном, что происходит внутри семьи.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Удачи!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию по скайпу или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.