спрашивает: Анна (Санкт-Петербург)
Добрый день.
Мне 25 лет и мне безумно тяжело задавать вопросы связанные с выполнением задач. Когда я была ребенком, то было довольно много эпизодов, когда задавая вопросы в духе "как пользоваться стиральной машиной?", я получала агрессивную реакцию со стороны родителей (особенно у мамы) . Их подход был такой - постарайся сделать самостоятельно всё что можешь и, только если совсем никак, то спрашивай. Чаще всего мои усилия считали недостаточными, поэтому на свои вопросы я получала очень грубые ответы или не получала их совсем. Конечно, часто были и нормальные ответы и довольно много, но в памяти закрепились только крики.
Теперь мне 25 лет и я столкнулась с реальной проблемой - мне безумно сложно заставить себя задавать вопросы. Особенно трудно, если это вопросы по рабочей задаче. Возникает ступор, страх и я максимально долго откладываю свои вопросы. Более того, мне даже сложно их сформулировать. Даже сейчас спрашивая что делать с этим, мне проще описать свою ситуацию и ждать реакции, надеясь что читающий эти строки как-то поймёт что меня волнует, чем нормально и прямо спросить.
Существуют ли способы по корректировке подобного поведения?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Анна!
Если проще говорить у вас есть в подсознании привычка или программа негативного плана по тому как задавать вопросы и находить ответы с помощью других людей. Это очень важно учиться и часто нет другого способа чтобы спросить у знающего и получить нужный ответ. У вас несколько ограниченное сознание и это немножко ограниченное сознание создает неприятные чувства и страхи которые делают вашу жизнь неполноценной. Это можно корректировать - пообщавшись с вашим обиженным на эту ситуацию Внутренним Ребенком и Внутренним Родителем который создал эту программу запрета на эту тему. Они оба могут изменить ваши чувства и мысли и вы легко научитесь быть свободной в этой теме. Это очень интересный процесс. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна и мы пообщаемся. Не переживайте все поправимо - нужно желание и время, а я помогу. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Добрый день!
Существуют ли способы по корректировке подобного поведения?
Да, разумеется. Это вполне стандартная проблема, которая успешно решается в рамках системной поведенческой терапии. Месяц-полтора, в принципе, уже дадут устойчивую позитивную динамику, а вектор работы я могу описать прямо здесь. На первом этапе мы посредством когнитивной терапии корректируем Ваши неадекватные убеждения по поводу того, что такое "помощь", "совет", "ошибка" и "критика". На втором Вы начинаете применять новые для себя поведенческие паттерны, которые я Вам дам, получать обратную связь и совместно со мной её анализировать. Так Вы научитесь делать.
Проблема, повторяю, решаема, так что если она для вас значима - обращайтесь, помогу )
Психолог
Здравствуйте, Анна! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Анна, здравствуйте.
Как Вы сами верно заметили, Ваши страхи родом из детства. Так называемый страх отвержения.
Способ по корректировке поведения, это личная терапия с психологом. В которой Вы научитесь проходить через свой страх осознавая, что Вы самоценны и имеете право знать то, что Вам интересно.
С уважением, Елена