спрашивает: Алевтина (Казань)
Здравствуйте! Вопрос по профориентации. Отучилась на эконом.факультете по совету родителей. Мне уже 35. По специальности работала давным-давно 4 месяца и все на этом. Работать в этой области совсем не хочу. Не знаю чем мне хотелось бы заниматься, кем работать. Как разобраться в себе? Как понять какое у меня предназначение? Может его у меня вообще нет?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
"Профориентация" - это понятие, придуманное для управления социальной низовкой )
Как писал А.С.Пушкин "К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь..."
Вот решение о том, будут резать или будут стричь - это и есть "профориентация". Только, в отличие от баранов, людям вменили в обязанность делать этот выбор самостоятельно )
Чему Вы хотите радоваться в жизни?
Уйдите от слов "профессия", "работа"... Вы хотите радоваться детям? Надо заниматься педагогикой. Хотите радоваться природе? Лесником, экологом. Хотите радоваться еде? Поваром... Что Вас привлекает? В чём источник жизненного наслаждения?
В принципе, за пару консультаций можно подробно проработать этот вопрос, так что обращайтесь - помогу )
Психолог
Здравствуйте, Алевтина! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с….собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей работы и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас  на какой работе, с какими людьми, в каких -либо ситуациях Вы бы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Психолог
Здравствуйте,Алефтина.Вопрос сложный и уходит корнями в детство.Вас воспитывали  так,что в приоритете-только учебный процесс.В школе,институте.А дальше(якобы) все получится само собой.Это грубая ошибка в воспитании ребенка.В основе нормативного воспитания в центре внимания-сам ребенок,а не его учеба.Ребенком интересуются,сочувствуют,поддерживают,безоценочно одобряют,дают много детской свободы,внимания,интересуются ребенок и его настроением.Тогда он с детства растет инициативным,умеющим,уверенным в себе,творческим,любопытным и не соглашающимся.Тогда у него прорасает личностный стержень.И он к двадцати и раньше,годам знает,чего САМ хочет.Учеба-дает знания наук.Родители-дают знания-КТО Я И ЧЕГО ХОЧУ.То есть,воспитание развивает основу личности-ИДЕНТИЧНОСТЬ.Теперь ,со слабой идентичностью,Вы в состоянии растерянности.Условно говоря,снова в подростковом возрасте.Выход-открыть в себе страну СЕБЯ.Принять себя славной,классной,творческой,открытой,свободной,начать жить в гармонии с собой,а не с чужим мнением.Звучит,как фантастика.Но,личная терапия может сделать это вдогонку,да,труднее.чем в детстве,но доступно.Психоаналитическая разговорная терапия может дать Вам ту внутреннюю гармонию и стержень,которые помогут принять себя главной фигурой жизни и поставить на пьедестал своих интересов,вернуть себе то,в чем Вас обокрали.Работа длительная,займет от года совместно работы с психоаналитиком.С тем,кого выберите.Обращайтесь,если надоело плыть по течению.