спрашивает: Анастасия (Москва)
Довольно долгий период(около 5 лет) находилась в токсичные отношениях. Сейчас не могу нормально жить, все время присутствует чувство вины. Постоянно думаю, что делаю что-то не то. Не могу начать новые отношения так как не отпускают предыдущие. Хотя я понимаю, что возвращать прошлое бессмысленно, но все равно думаю об этом и не могу отпустить.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день Анастасия!
Как раз "токсикологи" -  люди втягивающие в токсичные отношения - зачастую и манипулируют через чувство вины которым человек переполнен с детства. Почитайте у меня на сайте статью о том как оно закладывается в детстве в процессе воспитания:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
И если не разобраться в себе - то велика вероятность что новые отношения - снова окажутся токсичными.
Я могу вам помочь "поменяь вашу матрицу" в рамках "лечения разговором" - психотерапии. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день, Анастасия!
все время присутствует чувство вины.
Чувство вины перед кем? Что у Вас было в предыдущих отношениях?
На Вас сильно повлияли предыдущие отношения, но Вы их не отпустили, не проработали и теперь Вы находитесь под влиянием тех токсичных отношений, которые уже прошли. Но они остались в прошлом, но они не проработаны. Вы были в тяжелых отношений около 5 лет. Из этих отношений Вы вышли с чувством вины, с неуверенностью в себе, которая не дает Вам начать новые отношений. Нужно завершить эти отношения, поставить точку в них, также нужна работа с чувством вины, с неуверенностью в себе. Это необходимо, как лично для Вас, так и для того, чтобы Вы в будущем строили здоровые отношения с другим мужчиной.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Удачи!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте,Анастасия.Вы не можете отпустить токсичные отношения,так как,склонны к ним(лучше токсичные,чем никакие).В этом случае,Вы бессознательно,идеализируете грубого,инфантильного партнера и считаете бессознательно,себя хуже него.Вопрос решается снятием силой воли идеализации с токсичного партнера.Если сила воли не помогает,в Вас ярко выражена склонность к заниженной самооценке.Тогда вопрос решается намного медленнее,но более качественно-в личной разговорной терапии.Обращайтесь,если чувствуете склонность к застреванию или развертывания последующего сценария отношений со следующим партнером по типу предыдущего.
Психолог, семейный психолог
Анастасия, здравствуйте!
Желательно работать с психологом , разобраться с чувством вины, как правило , можно за одну -две сессии. И конечно, кроме чувства вины желательно разобрать причны, по которым Вы оказались в токсичных отношениях , ведь причины нужно устранить, чтобы в новых отношениях не попасть в такую же ситуацию.
Работаю с такими запросами по видеосвязи, если хотите можете ко мне записаться на онлайн консультацию.
С уважением,
Елена
Психолог
Анастасия, здравствуйте.
Как отпустить прошлое? Найти и проработать причины из-за которых Вы попали в токсичные отношения и из-за которых находитесь сейчас в любовной зависимости.
Прошлое конечно же должно оставаться в прошлом, но созависимость, любовная зависимость держит людей словно клей, который просто так не убрать, ведь его состав очень сильный, в котором есть и вина, и страх, и стыд, и одиночество, и брошенность...
Обращайтесь, будем работать.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! Вы начали отношения с ним, у Вас были ожидания от мужчины и Вы стали этого ожидать и от него, но при этом пока и не могли знать того, какой он на самом деле человек.
Вы могли видеть  тревожные сигналы, слышали их, но не придавали им такого весомого значения.
И он видел, что Вы с ним, слышите его, видите то, как он относится,  но при этом с ним рядом, продолжаете строить с ним отношения,  всё равно продолжали  ждать от него того, чтобы он был таким, каким бы Вы хотели видеть мужчину.
Вы чувствуете себя разбитой, потому что разбились те ожидания, которые у Вас были — от него, от мужчин. Но, самое главное сейчас, это не спроецировать этот негативный опыт на всех мужчин!
Вынести для себя опыт!
Что прежде чем растворяться в мужчине, нужно разрешить себе увидеть его, услышать, а  не пытаться подгонять его под свои ожидания.
Важно, чтобы именно разделить — что эта надежда и ожидания  относятся не к нему, не к тому реальному человеку, который так поступает — а к другому, к тому призрачному образу — это образ метафорического мужчины с теми качествами, которые Вы хотели бы в нём видеть.
Этот образ Вы можете ставить между собой и любым другим мужчиной, видя не мужчину, а именно его… пытаясь увидеть в реальном мужчине то, что есть в этом образе, при этом упуская то, что может быть в реальном мужчине.
Этот призрачный образ — как опора для Вас, как то, что Вы должны увидеть в мужчине. Но… Вы только и будете видеть его, этот призрак, а настоящего мужчину… нет.
Поэтому, важно увидеть этот призрачный образ, оставить его внутри себя и сместить опору в отношениях — она не в том, чтобы искать эти призрачные черты в реальном мужчине и не в том, чтобы наделять реального мужчину этим призрачным образом, а… внутри Вас.
Что Ваша безопасность в отношениях — это Ваша рука, Вы сами. Что Вы видя мужчину, не растворяетесь в нем, а наблюдаете, держите на расстоянии вытянутой руки, чтобы рассеивать этот призрак и видеть настоящего мужчину. И если Вы видите в нём что-то что причиняет боль, пугает, если его слова или действия болезненны, манипулятивны, то Вы сможете уйти, а не будете ждать и верить — вот в чем Ваша опора! В себе.
А сейчас, Вам важно завершить эмоционально отношения с ним, внутри себя. Вам может быть больно и тяжело, но только пройдя через это, Вы сможете разрешить себе жить дальше.
Постепенно возвращая себе свою жизнь по кусочкам, заполняя её, направляя себя в будущее, принимая прошлое и оставляя его позади себя. Выстраивая уже самой свою жизнь так, как Вы хотите. Важно обрести опору под ногами и научиться доверять себе.
Надежда, любовь, отношения, счастье — всё это на самом деле не разбивается! Оно так и остается внутри Вас. Но Вы сможете всё это прочувствовать в других отношениях, с тем мужчиной, которого будет тоже стремиться к отношениям. Сохраните для себя надежду и любовь.