спрашивает: Дарья (Москва)
Ребёнок нарисовал рисунок простым карандашом с сильным нажимом, в рисунке ситуация 3 девочки с ранениями в виде красных точек на руках ногах животе и порезом на шее так же нарисовал себя с орудием в руках и гранатами на поясе, как можно понять ситуацию и в каком направлении действовать.?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Дарья! Кто Вы в этой ситуации? Почему в целом возникла необходимость исследовать ребёнка? Какое было задание для ребёнка в плане рисунка? Как ребёнок озвучил и описал свой рисунок? Чтобы верно интрепретировать результаты - нужно видеть ребёнка, процесс рисования, задание, понимать ситуацию, в связи с которой возникла потребность дать ребёнку задание, что произошло, начать исследовать эмоциональную сферу ребёнка - его страхи и чувство силы/слабости, защиты/беспомощности, исследовать отношения внутри семьи, отношения с одноклассниками.
Психолог
Здравствуйте Дарья. По вашему описанию трудно дать полную картину состояния ребенка, нужно видеть рисунок. Но и этого не достаточно, рисунок является вспомогательной методикой и не является единственно диагностическим. Для того, что бы понимать, что с вашим ребенком обязательно нужна встреча с психологом, и ваша и ребенка. На данный момент можно только сказать, что сильный нажим свидетельствует о высокой тревожности, а сюжет рисунка говорит об агрессии ребенка, причем ребенок не защищается, а нападает. Это тревожный сигнал, что бы выявить причину агрессии нужна встреча с психологом. Первое, что мне показалось, ребенок пересмотрел мультиков современных, которыми кишат детские каналы. Практически все они несут в себе агрессию, игнорирование взрослых близких и много звуковых раздражителей. Если подобное явление имеет место быть у вас, первое, что необходимо сделать, исключить просмотр данных мультфильмов. Либо подобную гадость они еще смотрят в ютубе и это исключить.
Психолог
Думаю, что в первую очередь важно прояснить, что он хотел этим сказать. Вариантов интерпретаций может быть уйма. Все зависит от ситуации в которой находится ребенок.