спрашивает: Рита
Здравствуйте! Мне 13, сейчас мне очень сложно, в очередной раз поссорилась с мамой. Мои родители развелись около 2 лет назад. Мама раньше не разрешала видеться с папой вообще, сейчас разрешает раз в 2 месяца, хотя по папе я очень скучаю. Если приношу что-то домой от папы, она чаще всего это выкидывает. Я, конечно, все понимаю, у нее теперь новый муж, все дела, но мне очень сложно. Я не получают поддержку от нее и от папы( так как мы редко видимся). Я чувствую себя одинокой. Я так сильно мечтаю о нормальной семье ( где мама с папой дружны, с мамой можно секретничать?) у меня нет этого всего. Я чувствую себя никому не нужной, не знаю зачем я вообще здесь. Очень пытаюсь наладить отношения с мамой, но ничего не получается. Так мало того, мама еще пытается обвинить во всем моего папу, типо после встреч с ним я истерю, хотя чаще всего она доводит меня. Сегодня была одна из таких ситуаций..... Недавно мы с папой погуляли и вроде все было хорошо, но она увидела что мне принес отец, и начала выкидывать. Я начала просить не делать этого, в итоге она сделала, и я ушла в комнату и плакала. Потом я чуть успокоилась и она начала мне говорить что во всем виноват мой папа, и все такое, и что запретит вообще общаться с ним. Хотя мне это сейчас особенно очень надо......

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуй, Рита!
Можно на "ты"?
Сложная у тебя ситуация.
Я так сильно мечтаю о нормальной семье ( где мама с папой дружны, с мамой можно секретничать?) у меня нет этого всего.
Такая простая, и такая сложная мечта.
Я чувствую себя никому не нужной, не знаю зачем я вообще здесь.
Это тоже очень давящее чувство, одиночество и ненужность. Не знаю, хорошая это новость или плохая, но ты совсем не одинока в своей беде. Истории, подобные твоей я слышу и от студентов, которым уже 18-23 лет: уже совсем взрослые, а та же беда - нет понимания и ласки в семье, есть обвинения, ссоры и слезы. И они также мечтают о том, чтобы они и их мама и папа могли общаться мирно и спокойно.
Тебе сейчас очень нужен человек, который мог бы поддерживать тебя. Я уверена, что в твоей школе есть школьный психолог или социальный педагог. Ты можешь обратиться к ним. Если не хочешь сразу говорить с ними о своей семье, можешь просто сказать, что тебе одиноко. Общение с ними может быть хорошей поддержкой.
Про подарки от папы; раз их всех ждет одна и та же участь, попроси его больше не дарить тебе ничего. Лучше ходите куда-то вместе, собирай хорошие впечатления от ваших встреч. Вещи это не главное, а так ты не будешь злить маму и она не запретить Вам видиться.
Еще попробуй поговорить с мамой в один из спокойных дней: спроси, почему она не хочет ваших встреч с папой, чего она боиться. Спроси, что плохого они могут дать тебе. Послушай ее, обсуди с ней ее опасения.
Может она боиться, что ты перестанешь ее любить? Что ты станешь любить только папу? Разубеди ее. По крайней мере попробуй. Скажи ей, что любишь ее и всегда любишь любить, что очень ценишь ее заботу о тебе (а не только подарки папы), но что при этом и общение с папой тебе важно, что ты хочешь, чтобы у тебя как у всех были и мама, и папа. Что ты уже взрослая и понимаешь, что взрослые не всегда живут вместе,но навсегда остаются родителями. Еще раз повтори, что любишь ее и не хочешь ссор с ней, но при этом общение с папой тебе важно и нужно.
Я понимаю, что сложно сдерживать эмоции (да и не всегда это нужно), но очень старайся после встреч с папой не обсуждать ничего серьезного, отвечать маме мягко, чтобы у нее не было причин обвинять папу в ваших скандалах.
это все непросто, Рита. Было бы проще, если бы ты начала ходить к школьному психологу, а тот бы потом начал работать и с твоей мамой.
Еще можешь пропробовать уговорить маму пойти вместе к семейному психологу.
Успехов тебе, Рита!
Психолог
Здравствуйте, Рита! Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с родителями, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.