спрашивает: Анфиса (Санкт-Петербург)
Когда мне было 10 лет, моя мама погибла в аварии. Я очень сильно её любила. Я повзрослела на несколько лет и поняла, что мне не комфортно на кладбище и вообще каждый раз когда близится дата, связанная с мамой, я чувствую, что очень не хочу ехать и побыстрее бы это пройти. Сначала я думала, что проблема в родственника-если бы их не было, я бы проплакалась и высказалась, что при них я, естественно, не могу сделать. А тепепь понимаю, что даже если бы я сидела бы там одна, ничего бы не изменилось. Я как будто всю жизнь жила без неё, как будто так и должно быть. Я стараюсь меньше думать о ней, чтобы было не так больно. Но не думаю, что на её месте мне было бы приятно, чтобы меня не навещали и не старались не думать. Главная проблема не в том, что меня заставляют туда ехать, а в внутренних противоречиях.Мне кажется, что это не правильно - не навещать самого дорого человека в своей жизни. Я хочу заглушить чувства, что бдение на костях делу не поможет. Даже спустя шесть лет, мне все равно больно от воспоминаний. Как быть? Как договориться с самой собой? А ещё мне страшно, что я начинаю забывать..

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Анфиса!
Вы попались на удочку самообмана чтобы избежать боли. Это очень интересный момент когда человек чтобы не видеть проблему начинает подсознательно не понимая зачем и почему убегать от этой темы. Вы чувствуете что вам это неприятно быть между двух стульев - с одной стороны не знаете как пережить смерть и шок и поэтому стараетесь скрыться и этим кастрируете свою душу и чувства но совесть мешает и вы чувствуете что вы не логичны и не правы. Так борятся чувства и мысли и и те и другие играют и лгут. Это не ваша вина. Изначально вы испугались и спрятались и убили нормальный ход прохождения боли, слишком страшно и непонятно было. Но сейчас это сжатый и больной вопрос в вашем подсознании и вы чувствуете его как проблему в голове и жизни и вам нужно понять как быть. Напишите мне письмо - мы поработаем над вашей проблемой
Психолог
Здравствуйте, Анфиса! Искренне сопереживаю Вашей утрате... Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с папой, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.
Психолог
Анфиса,
скорее всего вам лучше всего поможет психолог, который специализируется именно на проживания горя. есть такое особое направление в психологии.
проживанию горя соответствуют различные стадии.
вы еще не прошли все стадии, судя по всему.
ваши переживания нормальны. это абсолютно точно. чувство вины здесь лишнее, хотя оно тоже нормально.
также нормально то чувство, что вы боитесь до конца прожить эту утрату потому что вы думаете, что тогда вы забудете. а забыть - очень очень страшно.
здесь нужно чтобы кто-то в прямом смысле держал вас за руку во время процесса проживания последнего этапа, когда вы отпускаете страх забыть и отпускаете... это будет очень страшно. но после станет легче. вы не забудете. просто ваше память о маме примет другую форму. и вы сможете ездить на кладбище.
я рекомендую найти психолога, который специализируется на проживании процесса горевания, и с которым вы сможете пообщаться очно. не онлайн.
вы справитесь.