спрашивает: Алена (Волгоград)
Добрый день!
Моя мать не даёт мне жизни. Начнём с того, что у меня очень долго не складывалась личная жизнь, мне сейчас 36, в 20 лет у меня должна была состояться свадьба, но за неделю до свадьбы все расстроилась на пустом месте. С молодым человеком, с которым должна была состояться свадьба мы встречались 1,5 года, он был на тот момент курсантов, мать постоянно выносила мне мозг что нам нужно пожениться, что так все не правильно, вот залечу, он меня бросит, я стала ему об этом часто говорить о свадьбе, в результате кое-как было сделано предложение и мы подали заявление. В результате глупой ссоры свадьба не состоялась, с ним мы не помирились. У меня осталась глубокая рана, я долго не могла придти в себя. Долгое время у меня не получалось построить отношения, они почти сразу же распадались. Я перестала общаться со знакомыми, сердце разрывалось видя замужних подруг, знакомых, видела как растут их детки, я понимала, что у меня тоже могли быть такими же дети или ребёнок. Сейчас я понимаю, что мать внушала мне своими фразами "залетишь". Сейчас думаю, лучше бы и залетела. Мать по праздникам всегда говорила "хоть бы ты встретила свою половинку, хорошего молодого человека и т. п. Но как-только я познакомилась и начала встречаться с молодым человеком, её поведение резко изменилось. Начались упрёки, что я мало уделяю времени, пропадаю, что мать мне якобы стала не нужна, начались скандалы. Когда спустя некоторое время мы решили жить вместе у меня, я спросила у матери, не против ли она, сказала что нет. Потом начались скандалы и чем дальше, тем сильнее. Ей не нравилось, что мы закрывали в комнате дверь, не нравилось, что моемся в ванной, на мой день рождения мать учинила скандал, из - за того, что молодой человек меня поздравил первой, конечно разразился скандал, молодой человек психанул, уехал на дачу, в результате в свой день рождения я весь день поплакала, а она измывплась весь день надо мной, говорила, что лучше бы она была пьяницей, её лучше бы уважали дети, она сходила в магазин, купила спиртное, выпила, и потом пьяной ползала по дому с криками. Я весь день прорыдала. Этот день рождения я запомню видимо на всю свою жизнь. Молодой человек три дня пробыл на даче, с чувством огромной вины, что если бы его не было, мы бы с матерью не ругались. Дальше больше, каждую неделю, больше она почему-то не выдерживает, постоянные скандалы, упрёки, что она меня родила, растила, а я неблагодарная. Ругань всегда начинает она при том ни с того ни с сего постоянно говоря, что вот раньше ты вот так... а теперь все не так. Самое страшное, что скандал начинается с пустяка, и когда пытаешься её остановить, как-то чувствуя что вот вот разойдется, стараешься увести, чтобы остановить накал, но нет, она неумолимо начинающийся скандал начинает раздувать ещё больше, провоцируют, обзывая, унижая меня обидными словами. В тот момент, когда я ухожу она несётся за мной и голосит весь день, стараюсь не реагировать, уйти, одеть наушники, включить музыку, но она в такие моменты как собака сорвавшаяся с цепи, её просто не остановить, может ночью ходить ругаться. И так ровно до того момента пока она меня совсем не выведет, когда после многочасового терпения и сдерживания я не выдерживаю, мои нервы сдают. После таких моментов мне очень плохо, я болею, у меня нет, сил, на работе не могу сосредоточиться, морально и физически измотана, наступает опустошение и непонимание, как жить дальше. Кстати говоря я не единственный ребёнок, у меня есть старший брат, он как вернулся из армии, встретил девушку, чуть повстречались, переехали на её квартиру оставшуюся от её бабушки, поженились и родили двух деток. Мать вначале закатывала истерики, а потом постоянно высказывал недовольство мне, но сейчас слова поперёк ему не говорит,. Он в свою очередьь с ней не общается практически совсем, не звонит, не приезжает. Мать же совсем замучила меня своими скандалами, нравоучениями, вплоть до того, что я должна ей звонить каждый день, спрашивать при её здоровье, сидеть вечерами около неё, а не идти к молодому человеку. Утром долго не спать, телевизор смотреть только в одной комнате с ней, когда я хочу посмотреть что-то иное в своей комнате, она начинает бесится, говоря, что вот, мать не нужна, отделяетесь и т. д. Ложиться спать я тоже по её должна только когда она этого захочет, мне то на работу, а она дома сидит. Отцом моим они давно в разводе она одна. Когда летом уезжали на дачу на выходные, её звали с собой, она отказывалась, начинала ругань, в таком настроении мы уезжали на дачу. При том, уезжая в пятницу вечером я должна была звонить ей перед тем как лечь спать, и вновь в трубку выслушивала о том, какая я плохая. Утром я тоже должна была позвонить и пожелать доброго утра, а она опять начинала орать на меня, весь день был испорчен, я в слезах, с больной головой. Позднее уезжая я переставал ей звонить, выслушивала её упрёки все-равно. Не понимаю зачем так часто нужно звонить если мы живём и так вместе, у меня за короткие промежутки ничего нового не происходит. Молодой человек к слову к ней с первого дня относится очень хорошо, называет её мамой, мы её с первого дня не отделали, все ампмое, чтобы она не чувствовала себя одиноко, но как показала практика такие матери не успокаиваются видимо никогда, чтобы для неё не делали. Всё подарки, которые были подарены от души, при каждой ссоре она несёт бросает мне, каждый раз начинает делить холодильник и прочее. Я устала от её скандалов, придирок, оскорблений, часто она бросается в меня предметами, бросается на меня с кулаками, у меня нет сил все это терпеть. Я прихожу в свой дом, но не чувствую там себя комфортно, потому что не понимаю её настроения, она может быть нормальной, через пару минут, уже все плохо, она начинает скандалить ни с того ни с сего, уходя в свою комнату я не чувствую себя там защищённой, так как она начинает приходить в мою комнату каждые 10 минут, орать, хлопать дверью и т. д. Мать свою я любила, но эту любовь она из меня вышибает, и когда после скандала она просит прощения и говорит, что все наладится, я как глупая дура верила, потом все сначала, все, о чем я когда-либо с ней говорила, она начала использовать против меня, я замкнулась, стала закрытой, недоверчиво. Когда в процессе примирения я начинаю делать шаги к ней, и ровно через неделю она опять закатывает скандал, я получаю очень большой удар от неё, после которого я отдаляюсь все дальше и дальше. В результате я не хочу сейчас с ней общаться вовсе. Я её не понимаю, они живёт, как у Христа за пазухой. Продукты есть, пенсию её я не беру, комуналка вся на мне, её от себя не отбрасывает. Но она ведёт себя как барышня, на дачу зовём, она говорит не поеду, не позовём, она говорит вот какие, я хотела поехать а вы не позвали, или говорит что не так зовем. Вместе чай зовём пить, она говорит не хочу,, не позовём, говорит вот не позвали, мать не нужна. В общем не жизнь а ад какой-то. Помогите, подскажите, как ужиться с такой ненормально матерью, я уже без сил и без надежды. Мне кажется она меня скоро доведёт до какой-нибудь болезни. У меня проблемы со зрением, а от постоянных нервов и слез оно у меня ещё хуже становится, часто выскакивает аллергия, и сильно болит голова. Помогите, пожалуйста советом

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Проблема психологической зависимости от мунипулирующей матери - совершенно стандартная проблема, с которой к психологу обращается едва ли не треть всех пациентов. Так что давно существуют и эффективные способы её решения.
Даже месяц-другой терапии позволят сделать Ваше мышление и поведение более соответствующими мышлению и поведению взрослыого человека. существенно облегчат Вам жизнь.
Так что обращайтесь - с удовольствием помогу )
Психолог
Здравствуйте Алена!
Вы с вашей мамой живете в тупиковых кризисных отношениях уже долгие годы и проблема у вас обоих. Есть такое выражение - Мы каждый для кого-то психологическая травма. Так вот у нее на ее уровне развития из-за вас травма и она вас обвиняет. У вас в вашей истории она ведьма и вы в ней видите врага. Но только это война двух несчастных человека и она не закончится вы только будете жить болью и страхом, нервнымси срывами и желанием доказать друг другу что ответственность на другом а я несчастный. Это по чувствам так и есть - вы обе жестоко страдает. Но к сожалению по своей собственной ошибке. И я приглашаю вас одну или с мамой на консультации по Скайпу чтобы вам обоим помочь. Здесь две жертвы и вы обе нуждаетесь в лечении. Но можно начать с одной. Приходите на консультации по скайпу и мы пообщаемся. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Алена, добрый день!
Спасибо Вам за очень подробное описание своей ситуации, оно позволяет очень полно представить положение, в котором Вы находитесь и всю палитру Ваших чувств и эмоций. Бесспорно, мама - очень важный человек в жизни каждого. Мама и дарит жизнь, и кормит, и обувает, и одевает, и растит… и отпускает тогда, когда приходит время. Вот с последним у Вашей мамы как-то не складывается.  Почему именно она это делает, в данный момент не настолько важный вопрос. Гораздо важнее другое: почему Вы все это терпите? Почему Вы не уйдете жить к своему мужчине, на дачу, на съемную квартиру, да куда угодно? Условия, к которых Вы живете, мягко говоря, не самые здоровые. И  Вы можете сколько угодно менять отношение к этой ситуации, но сама ситуация не изменится. Алена, Вы уже взрослая,  Вы имеете право жить так, как Вам хочется, с тем, с кем Вам хочется, там, где Вам хочется, а мама имеет право жить так, как нравится ей,  но не за счет Ваших нервов.  Никто не говорит, что надо бросать на произвол судьбы пожилую маму, с ней можно видеться, приезжать в гости, звонить, интересоваться здоровьем, поздравлять с праздниками, но дозировано, настолько Вы сами это можете выдержать. Проблема в том, что Вы разговариваете со своей мамой, как со здоровым, адекватным человеком, с которым в можно договариваться, но судя по тому, что Вы пишите, она в принципе договариваться ни с кем ни о чем не собирается.  Если понадобится личная консультация, буду рада Вам помочь.
Психолог, семейный психолог
Алена, здравствуйте!
Понимаю, насколько в трудной ситуации Вы оказались, мама токсична для Вас, это означает, что ее действия и слова, периодически вызывают в Вас такие чувства и эмоции, которые разрушают Вас, это обида, подавленная злость, агрессия, ощущение себя не понятой, не принятой, не ценной. И такая модель взаимоотношений между вами сложилась с самого детства и сейчас поменять отношения практически невозможно, если продолжить жить вместе.
Единственное, что можно сделать, это поменять отношения к словам мамы, и перестать ощущать, что вы должны что-то.  Алена, Вы взрослая и Вы ничего не должны, Вы можете смотреть то что нравится, можете общаться с теми людьми, которые нравятся, отмечать дни рождения на даче с парнем и больше никого туда не звать. Но Вы так не делаете, потому что боитесь осуждения мамы, Вы взрослая , а действуете из состояния маленькой запуганной девочки, которая ждет со страхом оценку мамы, погладит или оттолкнет, а может даже выражением лица даст понять, удовлетворена она Вами или нет? Уже можно не ждать , можно позволить матери злится или не одобрять Вас, но не идти у нее на поводу. Это трудный путь - отсоединение эмоциональное от мамы, легче его пройти с психологом. Вы можете жить своей независимой жизнью и смотреть не на других женщин с мыслями о том, как им повезло, у них есть семья, а смотреть на себя и радоваться своим достижениям и своим отношениям Если хотите, можете обратиться ко мне на консультацию, чтобы начать изменения. Я работаю онлайн, контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте,Алёна! Дело в том, что Вы не можете изменить маму, но Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить её любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко и причинять Вам боль и боитесь её отделить! Потому что боитесь, что на самом деле к Вам холодны, что мама способна манипулировать.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали её образцу. А Вы боритесь, хотите получить от неё разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ею будут напряженные отношения.
Она не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
Внутри Вас есть потребность в принятии, в защите, в любви, в уважении, в безопасности, но они фрустрированы, так как мама дать Вам этого не может. Но, Вы выросли и теперь только Вы сами можете - или следовать сценарию мамы и брать на себя роль этого буфера или не брать, разрешая маме быть недовольной. Тем самым Вы выйдите из этого сценария и этой дисфункции.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для неё, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей, что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы.
Она не отпустит Вас, только Вы можете уйти из-под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче?