спрашивает: Марья (Челябинск)
Добрый день! Буду благодарна, если на мой вопрос ответят специалисты, знающие особенности поведения сидевших людей. Ситуация такая - внезапно нашёлся родственник, с которым мы не общались 23 года. Он несколько раз сидел в тюрьме, не знаю, за что, потом бомжевал и бедствовал. Я ему помогла немного, сейчас у него есть жильё и работа. Но общаться с ним я не хочу - боюсь за себя и за семью, он человек странный, а у меня защитников нет. Он же настаивает на постоянном общении, выслеживает, караулит у подъезда, на остановке. А больше всего пугают непрошеные подарки от него - то денег на телефон положит, то бросил мне на улице серебряный браслет под ноги и убежал (браслет с ценником, 3 т.р.). Пытается навязать мне какие-то деньги "на хранение". Я правильно понимаю, что это такое средство манипуляции, попытка сделать меня "должницей"? Ещё требует, довольно агрессивно, "руководить его жизнью", звонит и требует "указаний", "приказов", хотя я твёрдо сказала, что даже слышать его не хочу. Что это за странная модель отношений, в которую меня пытаются втянуть? Он всё время плачет и давит на жалость, хотя у него сейчас есть всё для самостоятельной жизни. Я не знаю криминальных порядков, но это как-то странно, когда не выпрашивают деньги, а насильно навязывают их.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Марья! Здесь дело не в "психологии сидевших" людей, Вы видите, что Ваш родственник неуравновешен - Вы сами помогли ему, т.е. показали, что Вы способы на эту помощь, что Вы знаете о нём и не отказались от него, но сейчас, проводите границы, а он не хочет, чтобы ВЫ их проводили, поэтому и переходит их - делает что-то о чем Вы его не просите, даёт денег, подбрасывает вещи, требует от Вас решений вместо него - он держится за Вас, как за Спасительницу. Пока Вы не очертите четко границы, он так и будет преследовать Вас - а то, что он делает и есть преследование. Говорили ли Вы ему прямо  открыто, что не хотите поддерживать с ним отношения? Или нет? Он может не понимать Вашего поведения - Вы помогли, отвечаете на звонки, принимаете его переводы. Если Вы хотиет очертить границы, то предстоит действовать. Открыто ему сказать об этом. Перестать отвечать на звонки, заблокировать переводы от него, если он будет караулить, встречать и т.д., т.е. будет продолжать и у него не будет критики к ситуции, тогда обратиться за помощью к адвокату или юристу, чтобы он взаимодействовал  с ним и смог защитить Вас.