спрашивает: Арина (Санкт-Петербург)
Здравствуйте, уважаемые психологи. Подскажите что делать, если муж стал активно формировать комплекс неполноценности. Например, "да что ты понимаешь в политике, да что ты можешь понимать в бизнесе, да у тебя не аналитический склад ума" и тд. Дошло до того, что я не так воспитываю ребенка, не правильно готовлю. И давит, и давит, и давит… Так было не всегда. Такой комплекс величия у него образовался после того, как стал хорошо зарабатываться и удачно сменил несколько должностей руководителя. И я никак не могу донести до него , что он очень обижает меня и снижает мой авторитет у ребенка, когда меня так критикует. Мне 31, ему 35, разница в возрасте не большая. Я выросла в городе, он приехал из области и действительно многого добился в жизни. Но вот как муж которые поддерживает и ценит он не состоялся. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Арина!
Скорее, муж таким был всегда, но деньги дали ему еще больше власти, поэтому он чувствует себя более, чем уверенно, плюс к этому он переходит на оскорбления, подрывая Вашу самооценку и развивая неуверенность в себе.
"да что ты понимаешь в политике, да что ты можешь понимать в бизнесе, да у тебя не аналитический склад ума" и тд. Дошло до того, что я не так воспитываю ребенка, не правильно готовлю.
Он обесценивает Вас, пытаясь казаться самому лучше на Вашем фоне. А как Вы ведете себя в этой ситуации? Почему Вы позволяете ему так вести себя?
Попробуйте использовать с мужем метод "Я-сообщение" («Я беспокоюсь, когда ты не приходишь вовремя» (вместо: «Почему ты опять опоздал?»), где Вы будете говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу того, что Вас расстроило, а не делать суждений о нем самом. Если партнер услышит Вас, он изменится, либо Вы найдете компромисс, если нет, то делайте выводы о том, какой рядом с Вами мужчина и нужен ли Вам такой, кто думает, только о себе, не прислушиваясь к Вам. Заставить что-то делать человека нельзя, если он сам этого не захочет.
Вам необходимо работать над самооценкой и неуверенностью в себе. Для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте,Арина.Не совсем так.Комплекс величия образовался у Вашего мужа еще в раннем детстве,в детско родительской атмосфере.Он помог ему выделиться и стать руководителем.Но,не имея четких внутренних границ,он нарушает Ваши границы,хронически,обидно Вас оценивая плохо.Ему мало успеха на работе.Ему важно самоутверждаться с вами(Чем жена хуже,тем я лучше).Он заигрался.И остановить его могут не ваши возражения(Ваши слова-это вода).А Ваши решительные поступки.Их он очень боится,так как,боялся своей матери.Начните говорить-Как ты ко мне,так и я к тебе.И не стирайте,не кормите,не спите.не уважайте.не вступайте в споры.Споры Вы все проиграете.Только действуйте.Если это не поможет-уходите,например,недели на две.И возвращайтесь на Ваших условиях.Если ситуация не запущена,он наладит с Вами более менее,относительный контакт и уважение.Если запущена-Вы это увидите.Тогда остается два варианта-быть Жертвой мужа на все времена или Строить свою судьбу заново.
Психолог, семейный психолог
Арина, здравствуйте!
Понимаю, насколько тяжело слышать слова критики от близкого человека, от того, от которого хочется слышать слова поддержки. И Вы пишите, что раньше муж так себя не вел, значит, он может по-другому, но что-то изменилось и он стал себе это позволять, он начал понемногу двигать Ваши границы и тем самым вводить Вас в плохое состояние. Что делать? Восстанавливать границы, также как он их подвигал , нарушая Ваше благополучие, теперь назад их восстанавливать. Это я образно написала, а если в действиях, это означает, что нужно отвечать ему, на понятном языке.
Арина, предполагаю, что Вам может понадобиться помощь психолога, при желании. Вы можете обратиться ко мне на консультацию, я работаю онлайн.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Арина!
Похоже, что у Вас разное восприятие отношений, разные ожидания друг от друга и от самих себя. Вы начали отношения с ним, у Вас были ожидания от мужчины и Вы стали этого ожидать и от него, но при этом пока и не могли знать того, какой он на самом деле человек. Вы со временем стали видеть, что он другой. Деньги и власть позволяют на самом деле увидеть то, что скрывается внутри самого человека - его истинные ценности, моральные качества, он, словно, чувствует себя безнаказанным и всесильным. Вы видите, что то, что он делает - это не просто давление - это манипуляция, газлайтинг, когда обесценивают партнёра, пытаясь принизить его самооценку и значимость.
И он видит, что Вы с ним, слышите его, видите,  но всё равно с ним, а значит принимаете его таковым. Это Вы хотите, чтобы он изменился, стал другим и хотите верить в то, что и он этого хочет, НО, каждый раз в реальности Вы сталкиваетесь с тем, что это не так. Причина не в Вас а в нём самом, он показывает себя...
Вы всё равно продолжаете ждать от него того, чтобы он был таким, каким бы Вы хотели видеть мужчину. И каждый раз разочаровываетесь в своих ожиданиях...
Вы чувствуете себя разбитой, потому что разбились те ожидания, которые у Вас были — от него, от мужчин. Но, самое главное сейчас, это решить для себя — Его такого, Вы принимаете? или хотите изменить?
Если Вы хотите его изменить, сделать его другим, видеть его другим мужчиной, то… а того ли мужчину Вы на самом деле хотите видеть рядом с собой?
Психолог
Добрый день!
Что делать?
Сочувствую Вам.
Но я искренне надеюсь, что Ваш вопрос подразумевает не "Что делать с мужем?", а "Что делать с самой собой?"
Только в такой формулировке ситуация имеет шанс на исправление.
Делать с собой следующее:
1. Повысить собственную самооценку до адекватно высокой
2. Осознать и сформулировать собственные, не связанные с мужем и семьёй, жизненные цели и ценности, и следовать им.
В совокупности это поможет избавиться от невротической зависимости от мнения и поведения мужа.
Сделать это лучше с психологом: месяц-другой терапии уже дадут результат, так что обращайтесь - с удовольствием помогу )