спрашивает: Оксана
Кому-то надо обо всём рассказать. Дочь 19 лет. Без вредных привычек, почти медалистка, студентка 2 курса психологии. Были открытые отношения, как казалось, почти дружеские. Покончила с собой по причине из ее записки "бессмысленности жизни". В своем дневнике в последней записи подробно описала, как она это сделает и сделала. Все продумала до мелочей, чтоб без шансов выжить. Дневник мне вернули из следственного ненавно. Стала она его вести с полгода, когда я ей об намекнула. Мне бы в него заглянуть, да я же доверяю своим девочкам, уважаю их личное пространство. Знаю, что мало прошло времени, что стоит начать беспокоиться, когда пройдет год. Состояние от "сдохнуть ещё успею" до "сдохнуть хочется чаще, чем пожрать" чаще и надольше скатывается в последнее. Смерть 25 июля. Есть ещё дочь и думаю, что ей будет тяжело перенести и мою смерть. Замечаю, что двигаюсь по пути старшей дочери. Согласна с ней полностью. Есть мысли, что так не следует поступать. Стала забывать своё имя и фамилию. Сосредоточиться на чем-то, кроме мыслей о старшей дочери не получается. Иногда не верю, что это на самом деле, что ее больше нет. Иногда кажется, что это не мое тело и вижу его впервые. Что всё это вообще не со мной происходит, а с кем-то, вижу со стороны и сопереживаю, не более. Страшно, что однажды утром найду другую дочь так же мертвой, прислушиваюсь к ее дыханию. Картинка найденного мертвого тела возвращает в тот ужас, не понимаю, почему, зачем. А может меня уже давно нет. Может это бред или сон. Отвлекаюсь от этого, когда смотрю фильмы, легче. А потом снова в мысли о ее смерти или, что я в коме и это бред воспалённого мозга, за моим телом кто-то ухаживает и я обуза. Каша в голове. Мне 48. Дочь умерла в 19 лет. Младшей 16. Ловлю себя на мыслях, что когда умрет и младшая, мне тоже можно уйти спокойно. Надо или проснуться или выбраться из этого как-то. Понимаю, что самостоятельно не получается выйти из этого. Сейчас понимаю, что это неадекватно, но это сейчас, а потом опять услышу что-то или увижу, связанное с дочкой и опять провалюсь в "во мне нет смысла" и "я все делаю зря"." Всё в моей жизни зря и незачем". Так прошли мои двое суток, когда она умерла, а мы об этом не знали, пытались с ней связаться.

Ответы и советы психологов
Психолог
Оксана, здравствуйте.
Как же больно и страшно то, что Вы написали. И я даже не представляю, что было бы со смной, будь я на Вашем месте. Но у Вас есть еще одна дочь, и ей сейчас тоже больно и страшно и ей очень нужна мама и ради нее Вам нужно возвращаться к жизни. Потихоньку, маленькими шажками, проживая боль утраты старшей дочери, но обязательно возвращаться. К тому же, Ваша старшая дочь, вряд ли хотела бы Вашей смерти.
Она не смогла, не справилась сама и не позвала никого на помощь, но Вы можете. Вы можете прийти в терапию к психологу и вернуться с его помощью к жизни. Да, без старшей дочери. Да, Вы всегда будете о ней помнить, но с помощью психолога Ваша боль станет ощутимо меньше и Вы сможете жить дальше и быть поддержкой своей младшей дочери. Которая сейчас очень в Вас нуждается, даже если не говорит об этом.
Обращайтесь, будем работать.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте Оксана!
У вашей дочери был выбор, так же как есть у вас сейчас. Но вы не можете принять мысль что она свой выбор сделала и это было не ваше решение. Вы чувствуете боль и страх , что она не смогла попросить вас помочь и настолько неосознанно и даже безответственно совершила это дело, что оставила после себя море боли и страданий. Это было ее наказание и нет причины которая могла бы одного человека так наказывать другого. Она лишила себя права выбирать выход и у вас теперь по этой причине нет выбора. Я думаю что этот заколдованный круг он не только нелогичен, но и порочен для всех кто это видел и прошел этот жестокий урок. Почему я так говорю - потому что те кто живут, гораздо мудрее и сильнее, чем те, кто покончил с собой. Жить гораздо сложнее и важнее, чем просто лишить себя жизни. Я точно это знаю. Поэтому у вас сейчас одна задача  начать искать ответ на вопрос - как жить и это вам даст то, что она не смогла найти для себя. Вы умная и сильная, но вам нужна и мудрость и поддержка, в вашей истории много тоски и одиночества, поэтому мне бы хотелось не оставлять вас в этом состоянии. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу - мы хорошо поговорим и вы поймете , смысл жизни - это сама жизнь, а в смерти есть только конец и за ним уже нет выбора. Жду вашего решения и письма с вопросами. Будьте с людьми и вам станет легче. Одна вы утонете в мыслях.
Психолог, семейный психолог
Оксана, здравствуйте!
Тяжелое состояние на фоне очень сильного стресса. от этого ощущения, что не Ваше тело, мысли о суициде и другие симптомы, я бы очен вам рекомендовала обратиться с симптомами к врачу психиатру, чтобы при необходимости Вам медикаменты назначил. Ведь справляться своими силами с такими тяжелыми состояниями практически невозможно. С психологом работать нужно по переживанию горя. Конечно, само горе никуда не уйдет, однако, можно облегчить состояние.
С уважением,
Елена