спрашивает: Лера (Москва)
Добрый день! В моей семье случилось горе. Муж ушёл жить к любовнице после 9 лет брака. Познакомились мы с мужем 15 лет назад. Я верно ждала его из армии и после неё мы поженились. Как у всех был конфетно - букетный период, потом год была притирка. В браке родились 2 ребёнка. Когда была беременна 2 ребёнком, муж познакомился с девушкой. Сначала просто переписка и т.п. А когда малышке исполнилось 2 месяца, он сказал что у него есть другая и он уходит. Я знаю, что у нас в отношениях образовалась пропасть. Но именно с марта, момент когда он с ней познакомился, эта пропасть была колоссальной. До этого момента мы жили как обычная семья. Даже не ругались. Я была конечно не довольна им, так как хотела в доме иметь мужчину, за которым бы видела стремление жить в семье, стараться ради семьи. С его родителями я в очень хороших отношениях. Они меня любят и внуков тоже. Они не одобряют его поступок, но его мама и с меня ответственность не снимает. Говорит, что и у него жизнь теперь испорчена, тем самым упрекая меня в этом. Когда он ушёл, я долго ему писала, чтобы он одумался. Под натиском моим и его мамы он всё же вернулся и я подумала, что это искренние чувства, что он понял, что семья важнее. Оказывается, что я сильно ошиблась. С нами он прожил неделю. Начал пить и говорить, что это мы хотели, чтобы он вернулся, вот он и вернулся, а теперь будет так. Он будет спиваться. Я с ним конкретно поговорила, и сказала, чтобы уходил. Он опять ушёл к ней и живёт у неё уже 3 недели. Приходит к нам играет с детьми, а спина у него вся искорябана. Я ему говорю, что нормальная женщина так не будет себя вести. Что это 'привет' жене. По нему вижу, что он на сильных качелях. Когда он приходит к нам он прям душой отдыхает. Он меня обнимает, хотя говорит, что любит меня как сестру. Недавно я поддалась и занялась с ним любовью, после чего, он всё равно ушёл к ней. Сын плачет, потому что папа с нами не живёт. А когда муж приходит, он этим самым даёт мне надежду и играет на наших с ребёнком чувствах. Я устала от этого. Я бы очень хотела, чтобы он вернулся, но не вижу света в конце тоннеля. Живём мы в его квартире. А если так и будет он к нам как к себе похаживать, я сойду с ума. Написала ему, чтобы он больше вообще не приходил. Сама хочу с детьми уехать подальше к сестре. Знаю, что он этого боится. Говорю ему про развод, а он говорит, что он ничего не изменит!!!! Он как будто не понимает, что развод изменит все. Я так запуталась. Готова простить его, чтобы только сохранить семью,но он не торопиться с раскаянием ко мне. Хотя я знаю, что в душе для него я ценный человек, но по сути так же нельзя поступить с человеком, которым ты дорожишь...

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Лера.
До этого момента мы жили как обычная семья. Даже не ругались. - до этого момента вы жили в своих собствнных иллюзиях о том, что у вас все хорошо, а если у вас все хорошо, то и у мужа должно быть все хорошо. Но на самим деле ваши отношения с мужем были в кризисе уже перед принятием решения о втором ребенке.
Похоже, что к этому моменту вы определили для себя в семье единственным приоритетом роль матери, как главы семьи, управляющей семьей через привычки, ответственность и чувство долга. Вы не уделяли внимания мужу как мужчине, и не хотели уделять, считая это неприличным и ненужным. Или уступали иногда так и быть. Вы решили, что в ситуации кризиса отношений рождение второго ребенка поможет решить проблемы и привяжет мужа к семье, что для укрепления брака надо покрепче "нажать" на него, используя чувство долга, используя давление родителей.
А для мужа уже перед этим моментом не хватало с вашей стороны отношения к нему как любимому, как к мужчине, не хватало романтики, игры, чувственности. Вы предлагали мужу жить с вами из чувства долга, жить под постоянным давлением, не претендуя на какую-то награду, поэтому он предоставил вам возможность реализовать ваше стремление к материрнству, а себе для удовлетворения своих собственных потребностей и стремлений нашел себе другую девушку.
Вам и сейчас кажется, что есть одно решение - надо давить на мужа посильнее, и если добавить немножко шантажа  - Сама хочу с детьми уехать подальше к сестре. Знаю, что он этого боится - то он неминуемо сломается, подчинится, и вы будете и дальше диктовать ему свою волю (кстати вопрос, а сестра будет искренне рада и готова вас с детьми принять?!) .
когда муж приходит, он этим самым даёт мне надежду и играет на наших с ребёнком чувствах - у мужа есть право общаться со своими детьми, и у вас не будет возможности лишить его этого права куда бы вы не уехали. Муж прожил с вами 15 лет, он не выгнал вас с детьми на улицу из своей квартиры, а ушел сам. Это говорит о том, что он хочет не конфликтовать, а хочет поддерживать нормальные человеческие отношения и с вами и со своими детьми - Когда он приходит к нам он прям душой отдыхает. Он меня обнимает, хотя говорит, что любит меня как сестру. И да, искарябанной спиной он показывает вам, чего вы его лишали и что он получил желаемое в другом месте.
Говорю ему про развод, а он говорит, что он ничего не изменит!!!! Он как будто не понимает, что развод изменит все - он уже взрослый человек и для него бумажки уже ничего или почти ничего не значат. По факту у него есть Вы, женщина, которая когда-то его любила, родила ему детей, но уже давно забыла о нем как о любимом мужчине, сконцентрировавшись на своей роли матери - главы семьи. Есть дети, которых он любит и бросать не будет. И есть любящая его девушка, которая понимает его потребности как мужчины и дарит ему счастье в постели. Он уже принял все это как факт своей жизни, как новую расстановку. А вы мечтаете чудесным образом вернуться в прошлое, когда он любил вас просто так и был готов на все ради вас А он видит в этом вашем желании попытку восстановить полный контроль над ним и не более того.
в душе для него я ценный человек, но по сути так же нельзя поступить с человеком, которым ты дорожишь... - вы для него действительно ценный человек, но он не чувствовал себя любимым вами, не чувствовал вашего желания услышать его, пойти ему навстречу. Быть любимым и быть ценным это две очень разных вещи, и похоже, что вы не чувствуете различия! И его чувства к вам на фоне недопонимания и неудовлетворенности прогорели. В вашем воображении вы решили, что все и всегда будет только так, как хотите вы, а в реальной жизни часто бывает так, что костер чувств прогорает до тла даже без ссор, и  попытки поддерживать отношения только из чувства долга перед супругом/детьми становится для одного из партнеров или дляиллюзии и фантазии, а  обоих невыносимым бременем. Похоже, что сейчас ваши отношения в семье именно на этой фазе. Для того, чтобы двигаться дальше надо признать факты и освободиться от иллюзий.
Готовность простить и ожидание раскаяния - это не путь к решению пробелем...
Психолог
Добрый день!
Сочувствую Вам.
Но, в реальности, проблема решается довольно просто, и в два этапа.
На первом этапе Вы осознаёте, в чём состоит Ваш собственный подлинный интерес в этой ситуации. И вырабатываете соответствующую ему стратегию поведения.
А на втором просто придерживаетесь этого поведения. И всё: уходит неопределённость и дезориентация, которые и являются главными источниками стресса...
Оба этих этапа успешнее проходить в компании с психологом, так что обращайтесь - с удовольствием помогу )