спрашивает: Елена (Москва)
Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Очень прошу помочь мне решить одну многолетнюю проблему.
Дело в том, что мне часто бывает тяжело общаться с моей матерью - женщиной с довольно жестким, командным характером. Она постоянно меня критикует и вечно показывает свое недовольство практически всем, что является частью моей жизни: работой, хобби, друзьями, кулинарными способностями и т.д. Как бы не старалась, ей невозможно угодить - повод для придирки найдется всегда. Причем сама она считает, что упреки и скандалы - это благодатная почва для того, чтобы я становилась "лучше". На деле же после каждого общения с ней у меня упадок сил, сильные головные боли и неприятный осадок на душе.
Мать любит, когда все вокруг происходит только в соответствии с ее видением мира, обожает всем навязывать свою точку зрения и давать непрошеные советы. При этом в свой адрес она не терпит даже малейших замечаний. Меня ее отношение ко мне совершенно не устраивает - все-таки я давно взрослый и полностью самостоятельный человек. Но мои попытки отстоять собственные границы натыкаются на глухую стену непонимания. Каждый раз, когда я пытаюсь объяснить, что могу сама определить - какое платье надеть,с какой длиной волос ходить или куда именно отправиться в поездку - меня грубо обрывают, напоминая, что "мать знает лучше как минимум потому, что прожила дольше меня".
Я очень устала от постоянного давления со стороны матери и требований,чтобы я жила только так, как видится правильным именно ей. Хочу понять, как нужно себя вести и как правильно подбирать слова, чтобы раз и навсегда разрешить эту ситуацию. Иначе, скорее всего, разрыв наших отношений будет неизбежен.
Я очень надеюсь на вашу помощь!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Елена.Очень актуальный вопрос и очень сочувствую.На самом деле,все дело давно идет к разрыву.Так как,с такими людьми,как Ваша мама(токсичными и не сочувствующими),единственный путь общения-решительные поступки.А,как раз этого ,Вы боитесь.Хотите все уладить мирным путем.Но,мирный путь с мамой -тираном закончится всегда в ее пользу.Так как,в словопрениях она всегда одержит верх,а Вы окажетесь в очередной раз на лопатках.А через какое-то время-отчаитесь,уйдете в апатию и потеряете интерес к жизни.Что бы справиться с мамой,важна постепенная работа в росте Вашей Ценности.Мама не дала Вам ценность,а,наоборот,своровала ее в Вашем детстве.Если силой воли вернуть ценность(свои четкие границы) Вы не сможете,помочь сможет личная разговорная терапия.Причем,такая работа длительная.Тогда Вы вновь сможете принять себя рядом с мамой сильной,ценной и равной.Тогда к Вам придет автономия и не зависимость.Тогда ее слова перестанут влиять на Ваше настроение и поступки.Вы станете,наконец,жить своей жизнью.Возможно,съедите от нее.И начнете успешно обслуживать свои границы личности.Только в этом случае мама увидит,что дочка НЕ ДОСЯГАЕМА ДЛЯ СЛОВ,и сама станет от Вас зависимой.Так как,очень боится одиночества и ненужности.Тогда она начнет добреть и находить с Вами,впервые,общий язык.Но,может пройти год,два.до начала такого перемирия.Поэтому,поработайте в личной терапии по реставрации Вашей ценности,и все ответы на Ваши вопросы начнут просто,приходить Вам изнутри.Обращайтесь.
Психолог
Добрый день!
Хочу понять, как нужно себя вести и как правильно подбирать слова, чтобы раз и навсегда разрешить эту ситуацию.
Сочувствую Вам.
Но Вы описали совершенно стандартную ситуацию, которая составляет едва ли не четверть всех обращений к психологу.
Я, разумеется, могу описать Вам алгоритм поведения с матерью. Он несложен и, по сути, сводится к слудующему: каждый раз, когда Вы чувствуете давление, Вы сперва заявляете "Мама, прекрати общаться со мной таким образом, иначе я вообще прекращу общение", а если давление продолжается, говорите "Всё, общение закончено: продолжим, когда ты остынешь".
И прекращаете общение до тех пор, пока мать не возьмёт себя в руки.
Но проблема в том, что у Вас отсутствует внутренний ресурс на такое поведение. Ваша зависимость носит характер поведенческого стереотипа, а на его перестройку требуется время и усилия.
Поэтому рекомендую терапию. Даже месяц-полтора позволят обрести базовый внутренний ресурс, чтобы спокойно делать то, что я описал. Так что обращайтесь - помогу )
Психолог
Здравствуйте, Елена! Дело в том, что Вы не можете изменить маму, но Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить её любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко и причинять Вам боль и боитесь её отделить! Потому что боитесь, что на самом деле к Вам холодны, что мама способна манипулировать.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали её образцу. А Вы боритесь, хотите получить от неё разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ею будут напряженные отношения.
Она не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
Внутри Вас есть потребность в принятии, в защите, в любви, в уважении, в безопасности, но они фрустрированы, так как мама дать Вам этого не может. Но, Вы выросли и теперь только Вы сами можете - или следовать сценарию мамы и брать на себя роль этого буфера или не брать, разрешая маме быть недовольной. Тем самым Вы выйдите из этого сценария и этой дисфункции.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для неё, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей, что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы.
Она не отпустит Вас, только Вы можете уйти из-под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче?
Психолог
Мама кричит в  открытое окно:
- Дочка, иди быстрей домой!
- А что, я уже замёрзла?
- Нет, ты проголодалась!
Было  бы смешно если бы не было так грустно.
Я могу предложить вам почитать у меня на сайте в разделе книги две первых в списке - сначала вторую - а затем первую. Может быть ещё и третью:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
А если хотите чтобы я помог вам вернуть вам саму себя - приходите в психотерапию, я помогу вам  сделать это наиболее  экологично в рамках возможного. В первую очередь чтобы уберечь вас и ваши нервы. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Елена, добрый вечер.
В этой ситуации мы можем работать только с Вашим восприятием ситуации. По какой причине Вам так больно от ее слов? Что вызывает у Вас такую реакцию, что сразу опускаются руки после замечаний?
Скорее всего, Вы ощущаете чувство вины, что не оправдываете ожиданий своей мамы. Однако, мы должны понимать, что Вы взрослый человек и только Вам решать, как поступать и в каком направлении двигаться.
Когда будете готовы, и Вам понадобится моя помощь, буду рада оказать необходимую поддержку!
Могу предложить Вам онлайн консультацию. Еще один способ работы - переписка в мессенджере.
Мой телефон +79200002482 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Мой сайт с бесплатными и платными материалами http://help.nov.ru/shop