спрашивает: Мария (Санкт-Петербург)
Я боюсь одиночества
Меня зовут Мария, мне 26 лет.
За эти годы единственный опыт в отношениях с мужчинами - это годичная романтичная переписка с парнем, которого в жизни ни разу не увидела. Разумеется, история эта ничем не кончилась: парню надоело играть в отношения на расстоянии, о чём он мне прямо сказал. А я потосковала где-то полгода и стала жить дальше. Жить с поной уверенностью, что останусь одна, что я вообще никому не нужна.
Но по факту весь последующий год я не была обделена мужским вниманием. Беда лишь в том, что они либо ну совсем мне не нравились, либо, если воспроизводили приятное первое впечатление, потом оказывалось, что им нужен был только интим. Кстати, это тоже проблема. Что им нужно, становилось понятно в общем-то уже на этапе, когда они звали меня к себе домой. Но я настолько цепляюсь за возможность отношений, что сразу не оскорбляюсь и не посылаю их на все четыре стороны. Но у парней пропадает интерес сразу же, как они понимают, что лёгкого интима от меня не получат. Просто исчезают с горизонта, да и всё.
За последний год подобных случаев было штук пять - достаточно много в сравнении с моим предыдущем опытом. И каждый раз, когда случается какая-то такая история, я очень расстраиваюсь, бывает даже до слёз. А ещё понимаю, что у меня портится отношение к мужчинам в принципе, начинает от них тошнить (хотя я вроде бы и отдаю себе отчёт в том, что нормальные тоже есть). Я всё пытаюсь понять, почему молодые люди считают уместным вести себя так со мной. Моя мама (с которой я сейчас живу), говорит, что это всё от того, что я выгляжу недальновидной и наивной, которую легко обмануть (возможно, она даже права). И ещё мать говорит, что я глупая, некрасивая, неухоженная, с тараканами в голове, проводит параллели между мной и своими знакомыми, которые так и не устроили личную жизнь. Она, в общем, очень сильно критикует и каждый день разрушает мою самооценку.
А потом я смотрю на своих сверстников: все уже пережинились и нарожали детей. Все мои друзья если не пошли под венец, то готовятся к этому. А я остаюсь одна, с каждым днём это ощущается всё сильнее.
В депрессию я не впадаю только по той причине, что заполнила свою пустоту всем, чем можно: работа, учёба в университете на втором высшем, рисование в качестве хобби, общение с друзьями, пока их полностью не затянула бытовуха, когда им удаётся на вечер, другой сбежать из неё.
Но я чувствую, что я на пределе. Моих сил просто не хватает, чтобы тянуть на себе так много всего. Но когда я останавливаюсь и делаю паузу, меня захлёстывает отчаяние от того, что я одна. И скорее всего, навсегда. И что бы я ни делала, чего бы ни достигла в своей жизни, мне это никогда не заменит семейного счастья. Которого у меня, скорее всего, не будет.
Пожалуйста, подскажите, как можно совладать с этой болью из-за одиночества? Я так уже просто не могу.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый вечер, Мария!
Ваши переживания вполне понятны, Вы хотите любви, как и любой другой человек. Но Вы не можете ее найти, потому что не попадется тот самый человек. А какой он тот самый? Какого парня Вы себе хотите? А какого точно нет? На данный момент Вам попадаются те парни, которые хотят интима и Вы не обязаны продолжать с ними общаться, если Вам это не нравится, говорите: "нет". Не бойтесь обидеть и сказать "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе, Вам необходимо поднимать уверенностью в себе, принять себя такой, какая Вы есть. Парни, которые зовут Вас к себе домой на первой встрече, а то и вообще в сообщениях, это как минимум не этично с их стороны - это говорит о том, что они не хотят серьезных отношений.
Вы пишите, что Вы проживаете с мамой. Ваша мама критикует Вас и именно это подрывает Вашу самооценку и уверенность в себе. Ваша мама сравнивает Вас с другими людьми, но Вы - не другие люди, а другие люди - не Вы. Вы не должны быть на них похожи. У Вас есть своя "изюминка", которую необходимо открыть в себе. Вы рассматриваете переезд от мамы? Ведь именно мама может подавлять Вашу уверенность в себе, Вы можете сами не замечать этого, т.к. привыкли.
В одиночестве не всегда все плохо, но если Вам доставляет это дискомфорт, то необходимо работать над этим.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Добрый день!
Пожалуйста, подскажите, как можно совладать с этой болью из-за одиночества?
Не надо с ней пытаться совладать. От неё надо избавляться ) И от одиночества тоже...
У Вас две проблемы. Первая - неадеватно заниженная самооценка (что, как Вы верно отмечаете, суть следствие материнского давления).
Вторая, вытекающая из первой - низкая коммуникативная компетентность. То есть, поскольку Вы себя сама не очень цените, то и людям Вы себя в качестве ценности презентовать не можете.
И то, и другое исправляется с работе с психологом: в принципе, месяца-полутора обычно оказывается достаточно. Так что обращайтесь - с удовольствием помогу )
Психолог
Добрый день, Мария!
Из всего перечисленного Вами, для исполнения Вашей самой заветной мечты не хватает лишь одного - любви к себе. Потому что человек, который себя любит,  не страдает от одиночества, ему наедине с самим собой комфортно, он не позволяет себя обижать и относиться к себе неуважительно, и уж точно он не думает, что останется один, потому что никому не нужен. Знаете почему? Потому что он сам себе нужен, и он сам себя принимает.  А Вы себя такой, какая Вы есть, не принимаете. Вы пытаетесь понять, почему молодые люди ведут себя так с Вами. А с чего Вы взяли, что они только с Вами такие? Понимаете, есть мужчины, которые ведут себя так абсолютно со всеми, по принципу «кто клюнет», и дело здесь не в Вас, а в них. А есть и другие, которые ведут себя по-другому, но Вам они почему-то не нравятся. Как думаете, почему?  Понимаете, когда Вы сами себе не нравитесь, Вам автоматически не нравятся люди, которые испытывают к Вам искренний интерес и даже чувства.
Да, отдельная история в Вашей жизни  -  это мама, которая (наверняка не со зла, а с наилучшими побуждениями) занимается закапыванием Вашей самооценки глубоко в песок, откуда с трудом ее можно будет потом достать. Здесь важно дать ей понять, что Вы не намерены слушать о себе подобные вещи, и не слушать. Безусловно, все это гораздо проще сказать, чем реализовать в жизни, но это возможно, совместно с психологом это проще и быстрее. Если захотите обратиться за консультацией, буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте Мария!
Знаете я заметила что все кто из Санкт-Петербурга - как правило попадают в глубокие депрессивные состояния и у них самые сложные психологические проблемы. Как вы думаете с чем это связано? Могу сказать про вас , что паники не должно быть вообще. Возраст - не показатель ни ума, ни счастья, ни достатка , ни чего бы то ни было. Любое сравнение в жизни - это полная чушь. Сравнивать надо анализируя множество показателей, а плоское сравнение и не серьезные выводы не дадут ничего кроме плохого настроения и падения самооценки. Говорить что все плохо - это стоять в тупике и ныть. Это глупо и не по взрослому. Вы умница, реально настроены быть счастливой. Приходите на консультацию по Скайпу - жду вашего решения и письма с вопросами. Вы серьещно хотите выйти замуж? Может придумаем что-нбудь поинтресеснее это же навсегда или надолго. А когда у вас будет время на самовыражение и творчество, карьеру и хобби? Много чего можно еще придумать.
Психолог
Здравствуйте, Мария!  Причина того, что у Вас не складывается что-то в отношениях ЕСТЬ и она внутри Вас, в том сценарии, который сформирован уже давно.
Вы может сами того не осознавая разрушать свою жизнь, следуя своему сценарию  и неосознанно приводить к проблемам в своей жизни, к тому, что что-то идёт не так или неосознанно останавливать свой выбор на таких мужчинах, с которыми отношения не могут перейти к семье, игнорируя других мужчин или неосознанно приводя к тому, что отношения прекращаются, под влиянием установок и  убеждений - например, "мужчинам нельзя верить", " меня не выбирают для семьи"  и т.д.
И именно на это и нужно обратиться внимание — разобрать то, что происходило в жизни — понять, какой сценарий был. Ведь Вы может неосознанно выбирать мужчин для «отработки» привычного сценария.
Какие были ситуации, какие были проблемы? как решали проблемы? какие были мужчины? С чем сталкивались? Какие есть установки и убеждения? Какие были отношения между Вашими родителями? как относились к Вам? Ведь сценарий формируется именно в детстве.
Вы видите мир и события через призму установок, страхов, опасений, своего опыта и сценария и при этом, можете искажать реальность и видеть везде подтверждения сценария и своих ожиданий и страхов, неосознанно приводя к проблемам. Вы ждете любви, заботы, внимания, ведь внутри Вас фрустрирована потребность в принятии, в защите, в безопасности.
Предстоит понять, как сформировался такой сценарий там, где у Вас есть проблемы, понять, что Вы хотите изменить и в какую сторону.
Вы выросли, но внутри Вас есть нереализованная потребность в принятии. Вы чувствуете себя одиноко, поэтому и ищите  поддержки и принятия во вне, но  внутри Вас так и нет опоры, но дело в том, что никто из вне не может заполнить эту пустоту и одиночество внутри Вас.  Вы сталкиваетесь с отвержением, но потребность в принятии — никуда не уходит.
Вам важно понять, как Вы можете найти внутри себя эту опору, чтобы быть вне зависимости от отношений с другими людьми. Понять, что Вами движет, почему эта потребность есть. Внутри Вас есть чувство ненужности и Вы боитесь, что Вы одна, но… так и есть. И от себя Вам важно научиться не убегать, выстраивая иллюзию того, что Вы кому-то нужны, а  вернуться к себе и понять, что в первую очередь Вы нужны себе…
Психолог
Здравствуйте,Мария.Спасибо за емкое,понятное письмо.Очень сочувствую.Причина затруднений классическая-заниженная самооценка(мамой в раннем детстве).Но,устраняются такие затруднения сложно и долго,от года совместной работы,например,с психоаналитиком.Мамина критика основополагающая в определении Вами своей ценности.А,если ценной Вам себя мешают принять,то и выбор парней у Вас(бессознательно),один и тот же(выбираю слабых,проблемных,поверхностных).Отсюда и результаты одни и те же.Создается впечатление,что все одинаковы.На самом деле-все разные,но Ваш выбор одинаков.Построенный на страхе быть отвергнутой.Поэтому,выбираю плохих и отвергаю сама(или они исчезают,что одно и то же).Вы очень взрослая и зрелая для семейных отношений.Но,ищите не зрелых парней.Поэтому,благодарный молодой человек остается не востребован.Так как,Вами не замечается и обесценивается.Ваша проблема типична,и сама не рассасывается.Выбирайте специалиста и обращайтесь,если предпочитаете основательную работу над собой.Смогу помочь.
Психолог, семейный психолог
Мария, здравствуйте!
Ваша мама Вам подрывает самооценку и критикует регулярно, Вам самой та сложно справиться со своими убеждениями по поводу себя и своего одиночества, а мама лишь укрепляет эти убеждения.
Мария, очень желательно, все силы бросить не на уход от реальности , второе высшее, кружки и тп., а на создание самостоятельной жизни. Посмотрите, какое жилье Вы можете арендовать, что для этого нужно и съезжайте, затем встречайтесь с молодыми людьми, но не со всеми подряд, а только с теми, кто с первых минут знакомства ведет себя адекватно. Все, кто вызывает отторжение, проявляют не уважение, сразу прощайтесь. Уважение от окружающих приходит тогда, когда оно есть к себе. начните работать с психологом по укреплению самооценки и осознанию собственной ценности.
С уважением,
Елена