спрашивает: Ольга (Москва)
Добрый день! Провалила очередное собеседование онлайн. Когда включается камера и на встрече присутствует больше двух человек и мне нужно что-то рассказать, я теряюсь, слова путаются, я пугаюсь этого, возникает страх и дальше не могу произнести ни одного слова. Один раз пришлось даже выключить телефон,

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог, сексолог
Добрый день, Ольга!
Людям свойственно сомневаться в собственных силах. Когда тревога зашкаливает, то тело начинает защищаться. Из трех распространенных защитных реакций – бей, замри, беги, у вас доминирует замри. Советом на сайте не поможешь, чем раньше начнете работать, тем меньше сил потребуется для разблокирования ситуации.
То, что вы описываете хорошо изучено и работа с подобными состояниями может быть быстро и эффективна завершена. Джорджо Нардонэ в своей книге "Психологические ловушки" подробно описывает такие парадоксальные ситуации. Обращайтесь, можно за одну – две сессии работы добиться серьезного облегчения и чувствовать на собеседовании себя вполне уверенно. По деньгам и времени это не затратно.  Желаю успехов.
Психолог
Можно потренироваться в рамках онлайн-консультаций с психологом.
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Как давно присутствует этот страх, не похож ли он на что то подобное в детстве. Насколько важно вам получить работу? или с чем связаны собеселования?
По хорошему все это прорабатывается у специалиста и убирается
Психолог, клинический психолог
Ольга, здравствуйте!
У такого страха может быть целый спектр причин. С этим важно разобраться, чтобы такой страх не отравлял Вам жизнь и не мешал добиваться намеченных целей. Кроме того, существует множество методик для преодоления такого страха. Проявление такого страха может говорить о Вашей высокой чувствительности, что скрывает в себе много преимуществ, важно лишь дать возможность им раскрыться.
Ольга, если желаете поработать над этим вопросом, обращайтесь, всегда буду рад помочь!
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Работа над уверенностью в себе!
Да, возможно, начать работать над собой, но, на это уйдёт время и не стоит пугаться и того, что иногда возможны и прежнее реагирование (так как оно привычно).
У Вас нет опыта защиты себя, отделения от окружающих, поэтому Вам предстоит всё это сейчас нарабатывать.
Помните ещё и то, что наше тело связано с чувствами внутри - т.е. внутри есть уже определенный якорь - например, когда телесно Вы замыкаетесь, то и возникают внутри чувства тревоги и неуверенности - это якорь.
Его нужно "разъякорить".
Если Вы начнете работать над собой, то Вы будете переходить к большей осознанности, будете видеть и понимать свои действия и мысли, свои движения и слова, сможете их изменять, направлять и контролировать.
Только важно понять - на что именно их необходимо заменить, верно?
Поэтому важно детально проработать эту неуверенность и её проявление внутри Вас по всем сторонам (да, уже есть определенные, сформированные стереотипные нейронные дорожки по которым и идут мысли и действия, а  предстоит выработать новые! путем повторения, научения, моделирования, как на когнитивном уровне, так и на поведенческом):
1. то, какими мыслями они закрепляется, какими мыслями она выражается. Прописать эти мысли. Увидеть их, познакомиться с ним. (в такой работе необходимо писать, прописывать, тем самым Вы будете переключать работу головного мозга с эмоциональной стороны этих мыслей, так как будет работать ещё и центр, отвечающий за письмо - т.е. работа и нейрофизиологическом уровне).
2. уровень убеждений, установок - они тоже разрушительны и ограничивают - проанализировать Ваши - тоже прописать - какие у Вас они есть (например, "я вызываю раздражение у других людей"). Выписать их все.
3. Начать менять мысли и установки - учить мыслить себя в другом направлении, расширять свою зону комфорта, переключать мышление, разрешать мысленно другим думать и чувствовать то, что они хотят (т.е. есть вещи, за которые Вы не можете отвечать - это мысли, чувства и действия другого человека. Поэтому мысленно формируйте в голове новые фразы вместе прежних мыслей и установок/убеждений - например, "я разрешаю им думать обо мне всё, что они хотят").
4. начать вращать эти мысли, замещать прежние мысли на новые. Будет непривычно, странно. Словно, эти мысли не естественны, чужие - но так и есть - они сформированы Вами и им нужно время, чтобы заместить то, что было раньше внутри Вас.
5. Ваше тело. Проанализируйте "позу неуверенности" - встаньте у зеркала и увидьте себя - поза, голова, плечи, руки, взгляд, ноги. Вспомните ресурсное состояние, когда Вы чувствовали себя уверенно, свободно и легко - посмотрите на своё тело, постарайтесь запомнить телом это чувство, подышите им.
Т.е. Вы таким образом показываете себе и своему сознанию, что тело может занимать другие позы и внутри Вы можете иначе себя чувствовать. Заякорите чувство уверенности - смоделируйте позу, которую сможете использовать, когда Вам будет необходимо почувствовать уверенность в себе (например, рука на боку). Прорепетировать эту позу. Потом начать смещать - из неуверенной позы в уверенную.
1. Теперь моделирование нового образа себя - разрешить своему сознанию увидеть себя через время, себя , но, этот человек выглядит уверенно, свободно, не зависим от мнения окружающих, не важно нравится кому-то или нет, принимает то, что кто-то может осуждать или критиковать, разрешает им это испытывать, но не берет это внутрь себя - рассмотрите этот образ! Что испытываете видя его?
Важно разрешить сознанию увидеть то, что Вы можете такой быть.
1. начать внедрять всё это в жизнь, постепенно, неспеша, учиться наблюдать за собой, отслеживать свои мысли, движения, жесты, учиться их замещать.
Психолог
Здравствуйте Ольга!
А что именно вас пугает? Вы боитесь чего то конкретного или это повод чтобы убежать от ответственности и страх будущего, перемен, удачи и изменений? В вашей истории есть множество вариантов и причин и их можно найти и открыть пути выхода из них. Приходите на консультацию по Скайпу - вы же понимаете что только вместе с психологом можно определить проблему, а иначе это будут просто фантазии. Заодно я помогу почувствовать себя свободно при общении. Будет легко - обещаю. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
А что происходит в этот момент? Что скрывается за страхом? Неуверенность в себе? Что за чувства Вас посещают в тот момент?
Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Уверенность, прежде всего, должна быть внутри Вас, как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете неуверенность в себе, задайте себе вопрос: "О чем я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?" Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле?  Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Все, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Для начала относитесь к собеседованию, как к опыту, не нужно делать собеседовние чем-то важным, да безусловно, Вы хотите получить эту работу, но необходимо проще относиться, не получилось пройти собеседовние, получится пройти другое. Придумайте заранее текст, что именно Вы будете говорить на собеседование и следуйте этому тексту. Чем больше Вы будете проходить собеседование, тем проще Вы станете относиться к собеседованиям в принципе. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что ..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, разобраться в неуверенности в себе, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.