спрашивает: Мария (Москва)
Как пережить смерть любимого мужа, виню себя сама и его родители винят в смерти меня и моих родителей.
Вокруг меня много сплетен и лжи, я устала доказывать кому-то что все совсем не так, и как было в нашей семье, знали только мы с мужем.. кажется что я осталась совсем одна, все стало неинтересно, радости нет, сплошная пустота..Как встать на ноги? Как не сойти с ума? Другие люди меня просто раздражают.. особенно мужской пол, потому что они не такие как был Он.. везде слышу его имя, места где мы были когда-то вместе сводят с ума..

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Мария! Искренне сопереживаю Вашей утрате...
Вряд ли Вы сможете отпустить эту боль, со временем она может стать меньше, менее острой, но всё равно будет лежать на Вашем сердце.
Вам предстоит долгий путь принятия и смирения - принять то, что Вы не могли изменить, принять то, что мужа нет, принять своё чувство беспомощности и бессилия, опустошенности и боль.
Вы не сможете забыть его, это и не нужно. Вам важно оставить внутри себя то тепло, любовь и добро, которое нес Вам он, чтобы память о нём была не омрачена горем и болью. И он был внутри Вас и остался.
Подумайте, муж любил Вас и чтобы Вам смог оставить он со своим уходом? Вряд ли черную боль и горе, вряд ли бы он хотел, чтобы Вы страдали. Он оставляет с Вами любовь и тепло. А Вам важно сохранить это внутри себя.
Но пока Вам предстоит пережить боль утраты, гнев, разочарование, опустошенность и только после этого будет постепенно приходить принятие и Вы сможете в уголке своего сердца, своей души оставить его образ, который будет освещать Вам путь и всегда останется с Вами! А Вы будете жить и он будет внутри Вас видеть мир через Вас, оставляя Вас своё тепло.
Психолог
Добрый день Мария!
"На кого же ты  МЕНЯ покинул" - естественный плач овдовевшей женщины... у вас судя по всему много невысказанных чувств, и в первую очередь - "негативных" по отношению к покинувшему вас мужчине - но только теперь они "выпёскиваются на мужской пол". Именно поэтому вам необходимо прорабатывать ваши чувства и переживания с психоаналитиком-мужчиной, проработать ваш гнев и негатив, всё разложить  по полочкам - и сохранив тёплые и живые воспоминания о муже идти по жизни дальше.
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день!
Сочувствую Вам.
Утрата близкого человека - это пустота, которую невозможно заполнить ничем, сопоставимым по размеру. То есть пустоту от утраты человека невозможно заполнить другим человеком: что Вы и ощущаете...
Пустоту от утраты человека можно заполнить только чем-то значительно большим, чем человек.
Как правило, это идея.
Например, идея Бога: многие люди спасаются, уходя в веру и религию. Идея служения - многие спасаются, окружая себя учениками, последователями, начав жить для других. Вариантов здесь достаточно: главное выбрать подходящий для себя.
А в этом поможет терапия, даже месяц-полтора работы с психологом. Так что обращайтесь - с удовольствием помогу )