спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день!Моему сыну 10 лет и у него иногда бывают вспышки агрессии. Приведу пример, сегодня он пришел на дополнительные занятия и так получилось , что он опоздал и не знал об этом, просидел возле кабинета до конца занятий, а когда вышел учитель и ученики он стал кидать свой портфель в разные стороны и потом выбежал и убежал домой. Он подумал, что занятия начали раньше и ему об этом не сказали.
Почему он себя так повел, это психическое расстройство? Он плохо воспринимает критику, может мять листы в тетради, если учитель ему что-то не то сказал.

Ответы и советы психологов
Психолог
Я бы не говорил про "психическое расстройств", но рассматривал  эту ситуацию как "родители не научили справляться с внутренним негативом" (возможно потому что сами не умели / не умеют внутренне перерабатывать эффективным и социально приемлемым способом гнев и другие яркие переживания).
По моему  опыту в такой ситуации значительно эффективнее оказывается психотерапевтическая работа с родителем (с мамой) а не с ребёнком.
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
На всём протяжении взросления, ребёнок сталкивается с кризисами (и его родители), такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание своего ребёнка.
Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Психолог, семейный психолог
Татьяна, здравствуйте!
Это говорит о том, что ребенку трудно справляться с агрессией. Так бывает, вообще, эмоции злости, агрессии, даже взрослым трудно осознавать и адекватно отреагировать, часто они вытесняются и их стыдятся. Если в семье у ребенка не примера перед глазами , как понимать свои эмоции, что нет плохих и хороших эмоций, что эмоции не делают его лично хорошим или плохим, то в этом случае ребенку еще сложнее со своими эмоциями справляться. Ведь дети учатся моделям поведения в семье. также может иметь место особенности психики и нервной системы, что может усугублять ситуацию.
Вы хотите чтобы ребенок понимал ситуацию адекватно, мог задавать вопросы в случае необходимости , умел выражать свои эмоции так чтобы это не выглядело за рамками возможных вариантов поведения подростка? Этому нужно учиться, для начала убедиться, что психическое состояние ребенка позволяет ему самостоятельно справляться с эмоциональными реакциями, если это так, тогда обучать его навыкам саморегуляции, параллельно родителя тоже учиться работать со своими эмоциями и их выражениям, Поскольку моя практика работы с такими ситуациями показывает то, что чаще родители демонстрируют не лучший пример, потому решать вопрос нужно комплексно.
Татьяна, все решаемо, главное, предпринимать верные шаги. Если Вы хотите получить более детальную консультацию, пожалуйста, обращайтесь ко мне на скайп консультацию, если мои условия работы Вам подходят. Контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена