спрашивает: Наталья (Москва)
Доброго времени суток! У меня назрел вопрос к психологу вот по какому вопросу.
Я длительное время помогаю одной женщине, она инвалид, у нее достаточно серьезный диагноз - рассеянный склероз. Помогаю в меру своих возможностей. Она нуждается буквально во всем, так как въехала в пустую квартиру. Там вообще сложная ситуация, с мужем она в разводе, по последнему ребенку она мать-одиночка, получает пенсию и пособие на ребенка, но этих денег не хватает. Старшие дети (22 и 19 лет) помогать не хотят, как и бывший муж.
Среди ее просьб ко мне бывают мелкие, а бывают более серьезные, например, она просила мультиварку, комод, пылесос. Надеюсь, понятно, что найти такую вещь, как комод, и подешевле, но качественный, найти бесплатную перевозку (я тоже ограничена в средствах, поэтому ищу для нее помощь в группах типа Отдам даром) не так легко.
Но Слава Богу, в декабре у меня сложилось так, что нашелся недорогой комод недалеко от ее места проживания, хозяйка была согласна продать, нашелся автоволонтер, который бесплатно был готов ей привезти, но именно в тот день и время, когда мог он. Моя знакомая об этом знала. Вдруг накануне она пишет мне, что завтра ей нужно быть в поликлинике. Я пытаюсь ей внушить, что второго такого раза может не представиться, что водитель наш очень занят, а найти другого бесплатного сложно, что хозяйка комода бесконечно ждать не будет, а визит в поликлинику можно перенести.
Она вроде понимает, но все равно пишет - нет, мне завтра целый день нужно быть в поликлинике.
Я сообщаю об этом водителю и хозяйке (все переговоры всегда веду я, говорю, что это для женщины-инвалида и т.д.), водитель спокойно отнесся к ситуации, а вот хозяйка комода спустя день продала его другим желающим, нас ждать не стала.
Похожая ситуация повторилась еще раз с пылесосом, тоже была достигнута договоренность, хозяин пылесоса должен был привезти его издалека. В этот раз моя подопечная просто проигнорировала мой вопрос, хорошо еще, что я успела предупредить хозяина,что ему не нужно ехать и везти пылесос.
Я оправдываю свою знакомую тем, что она больной человек. Но в быту, насчет финансовых вопросов она соображает хорошо.
Но последний случай заронил у меня сомнения вообще в ее адекватности.
Перед Новым Годом у нас с ней была договоренность, что я приеду к ней, привезу кое-какие мелочи.
Я ей об этом написала, жду ее ответа. Она молчит.
Так как я не получила от нее подтверждения, то не поехала (ее могло не быть дома - без договоренности ехать нельзя). Наступил Новый Год, от нее ответа нет.
Но я послала ей открытки к Новому Году, к Рождеству, потом написала, что приеду после праздников и привезу то, что собиралась привезти до Нового Года (я ничего лишнего хранить не могу).
И тут начинается театр абсурда. Моя знакомая пишет - а почему ты не приехала до Нового Года?
Я даже не стала ей отвечать на этот нелепый вопрос, а про себя подумала - может быть, это действие ее болезни? Может быть, у нее амнезия? Или психолог может объяснить ее поведение по-другому?

Ответы и советы психологов
Психолог
Наталья, добрый вечер!
Вы соблюдате договоренности и границы в отношениях со знакомой и другими людьми, это зрелое поведение. Ваша знакомая поступает иниаче. И причиной может являться не болезнь, а привычка так строить отношения с людьми. Очень похоже на манипулятивные игры согласно драматическому треугольнику Карпмана. В таком сценарии есть Жертва, Преследователь и Спасатель. По описанию, вы играете роль Спасателя, а ваша знакомая то Жертва, то Преследователь.
Предполагаю, что вам будет полезно для себя опредилить меру помощи и ответственности.
Наталья, как бы вы могли выстроить отношения с человеком с такой особенностью? Чтобы самой не разрушаться и не вовлекаться в ее игры.