спрашивает: Анна (Москва)
Добрый день!
Сегодня произошла такая ситуация:
Заправилась, села в машину и к окну подошёл очень приятный на вид дедушка. Понятно, что не алкаш, а вполне приличный человек. Лет 75. Попросил подвезти до соседнего района. В моменте растерялась, извинилась и сказала, что опаздываю и не могу помочь. Дело не в этом, конечно. Просто стало страшно (неизвестно, что у него в кармане или кто может поджидать за углом). Рядом стояли другие машины с мужчинами за рулем, дедушка подошёл только ко мне и после отказа пошёл пешком в нужную ему сторону. С одной стороны, я понимаю, что сработало чувство самосохранения. Но безумно виню себя за то, что не додумалась вызвать ему такси. Да и в принципе жалко человека.

Ответы и советы психологов
Психолог
Вспомнился старый анекдот - "мужик, тебе чего - "ехать" - или "шашечки"?"
Если бы ему действительно было бы "надо" - он бы подошёл и к другим. Так что с высокой долей вероятности вы избежали какой-то подставы, вся "социальная инженерия" строиться на чувствах, зачастую как раз на чувстве жалости.
Почитайте у меня на сайте небольшу статью как при помощи вины и стыда родители  манипулятивно воспитывают детей - и дети потом остаются с этими "крючками":
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт