спрашивает: Мария (Калининград)
Здравствуйте .Я девушка, мне 24 года, замужем .И всегда имела проблемные отношения с матерью .В общем, она у меня властная, деспотичная женщина. Все должны делать так как она велит и хочет. Я сейчас нахожусь в положении и не знаю что на меня действует в последнее время-то ли гормоны, то ли я действительно повзрослела. Я начала отстаивать свои права, то с начальством ,то где-то в поликлинике ,то вот теперь с мамой. По натуре я человек мягкий, не люблю конфликты и всегда лучше лишний раз промолчу, хотя понимаю что кто-то не прав . С беременностью , я стала реагировать на любое замечание в свой адрес ,даже если фыркнула уборщица в женской консультации- не промолчу!
Тут с мамой была такая ситуация :у меня мама живет далеко от нас с мужем ,общаемся с ней через соц.сети. Постоянно маме рассказываю как прошел день. Скинула ей фотографии с мужем. Начались дурацкие советы ."А вот та бижутерия лучше бы на мне смотрелась».Мужу моему посоветовала сменить прическу ,мол подскажи ему чтобы он челку как то уложил по современному (только не говори ,что я так сказала ).Я сказала ,что меня все устраивает ,ничего говорить я не буду и вообще пусть мужу своему советует ,а не моему. Естественно моя мама обиделась ,как так ,дочь отстаивает границы!И начала припоминать,что она когда то давала советы ,а я их не слушала.Я ей написала ,она бы ещё вспомнила как я под себя в младенчестве ходила.В это время ,у нас были гости ,я ей об этом написала. Она написала ,что друзья у меня на первом месте ,а она не в авторитете .Все свои глупые сообщения по итогу удалила .
Как то приехала я к ним домой ,увидев старые мусорные вёдра ,которым больше 20 лет я посоветовала маме заменить их на новые, она мне сказала ,за своими ведрами следи дома. Обиделась -не пишет теперь , да и я тоже. Конечно, я переживаю по поводу этой всей ситуации. Я понимаю ,что 24 года у меня не было границ, а тут я начала их выстраивать, привычное общение поменялось. Система стала рушиться! Возможно, система поменяется и конечно это дискомфорт для всех. Ну неужели ,у нее не щемит сердце ,не узнав как у дочери состояние, ведь она должна понимать что я в положении, сдаю сессию и нуждаюсь в поддержке! Я замечала, что мое состояние ухудшается, если я подвергаюсь стрессу, неприятным ситуациям. И правда, после этой ссоры меня 2 дня тошнило, хотя токсикоз уже давно прошел. Я не принимала пищу, которую раньше ела спокойно. Времени до родов еще много, но я ведь могу заупрямиться и единственную долгожданную внучку она не увидит! Ведь уже и отпуск она взяла, чтобы прилететь когда состояться роды. Ждать ответа от мамы или самой делать первый шаг? У меня брат сидит в местах не столь отдаленных, он позвонил мне сообщить, что жив и здоров, передавал привет родителям. Я написала маме, поздоровалась с ней и сообщила, что с братом все в порядке. Она прислала только смайл "ок".Ну и все на этом.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Мария!
То, что Вы начали отстаивать свои границы - замечательно, это очень важно для Вас и всей Вашей семьи. Однако, Вы только в самом начале этого пути, и Вам необходимо найти баланс между тем, чтобы отстоять свое и не обидеть при этом другого. Вашей маме сейчас сложно понять, что Вы изменились, она привыкла видеть Вас другой, ей нужно время, чтобы принять Вас обновленную, более уверенную в себе и не стесняющуюся открыто выражать свое мнение. Подскажите ей, как правильно с Вами общаться, чтобы не провоцировать на конфликт. Постарайтесь сделать это максимально доброжелательно и мягко, но при этом уверенно. Ваша ссора с мамой вредит не только ей, но и Вам, ведь Ваше самочувствие ухудшается, и ребенок внутри Вас тоже чувствует Ваши перемены настроения. Ничего страшного не произойдет если Вы первая позвоните маме и честно расскажите, что переживаете из-за Вашего с ней конфликта и вместе подумаете, как впредь не допускать подобных ситуаций. Вы, конечно, можете пойти на принцип и отказаться от ее помощи, не дав ей увидеть свою дочь, когда она родится. Только кому Вы от этого сделаете хуже? Ведь от этого не выиграет никто, а проиграют все: и Ваша мама, и Вы, ведь помощь с маленьким ребенком никогда не бывает лишней, да и Ваша дочь, для которой важно с первых дней жизни видеть счастливую маму, которую ничто не беспокоит, и чувствовать любовь и заботу не только родителей, но и других родственников. Если захотите обраться за консультацией, буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Мария! Вы сейчас учитесь проводить границы и Вы верно отметили, что система рушится. И сейчас нужно время и Вам и маме, чтобы Вы смогли увидеть, что на самом деле важнее маме - она сама или отношения со своей дочерью! Вы сами со своей стороны тоже проводите границы - в плане советов - Вы не вторгаетесь в жизнь мамы и не оцениваете её и не даёте ей советы, и при этом не позволяете ей вторгаться в Вашу. Да, мама сейчас обижается, ей непривычно. НО, если Вы "сдидитесь", то снова будете позволять ей переходить границы и будете молчать, а Ваше раздражение будет расти. Вы сможете со временем увидеть - в какой позиции находится больше мама -  обиженного ребёнка или взрослой женщины? Пока, в позиции ребёнка. Но, чтобы система смогла измениться, нужно время...