спрашивает: Ольга (Саратов)
Очень нужна помощь! Я с мужем 15 лет вместе, в отношениях проблем особых нет. У нас дочка 3 года и двойня (мальчик и девочка) 4 месяца. На муже полностью финансовое обеспечение +он очень хороший и примерный и муж и папа, то есть и поддержка моральная у меня есть и с детьми в свободное время от работы он мне помогает. Я абсолютно и полностью с детьми справляюсь - острой необходимости в помощи у меня нет. К счастью к нам с периодичностью 2-3 раза в неделю на пару часов приходит свекр и свекровь (по отдельности - они в разводе). Во время их прихода - я могу по делам смотаться, сделать что то по дому, что с детьми не могу сделать, но чаще всего в это время я со старшей дочкой гулять ухожу, а младших дома оставляю или на улицу с дедулей или бабулей отправляю. Мои родители работают, приходят крайне редко и чисто немножко со старшей поиграть и подарков с гостиницами привезти (я на них ни капли не обижаюсь).
Проблема в свекрови.... Она, как человек меня раздражает, вот все в ней раздражает и все тут. +обида 10 летней давности, она от свадьбы мужа отговаривала и квартплату с нас брала за проживание в её квартире. Сейчас она идеальная с рождения старшей - живёт одна и мы - все, что у неё есть. Отдала нам квартиру, всячески меня задабривает, никуда не лезет без просьбы, во всем меня слушается в отношении детей и никогда не перечит. То есть - её позиция - всегда примчусь, когда нужна, а все остальное время буду скучать и ждать, когда позовёте. Живём отдельно от неё, она не работает, муж её обеспечивает (кстати, так же, как и своего отца). И вот, когда она приходит - меня всю трясёт от каждого её слова, а она ещё и провоцирует - всех детей называет наши дети (речь всегда именно о ней +обо мне! Сына она в расчёт никогда не берет), говорит - мы с тобой вырастим, воспитаем, старшей постоянно говорит - мы тебя как учили, сколько ночей не спали и т д. Про нашу машину говорит - наша машина (хотя ни разу я её даже не подвозила на ней ни куда). То есть говорит всегда так, как будто она с нами живёт и живёт нашей жизнью. Внуков обожает, пыталась сначала после первых родов называть дочь - доченькой и говорит-а давайте меня не бабулей называть, а мамой, я же мама папина..... Все это пресекалось на корню. Муж меня понимает, говорит не обращать внимания, говорит что она сама себе придумала, что нашей жизнью живёт и сама в это поверила,и переубедить её в этом не возможно. Я пыталась говорить с ней откровенно - она говорит, что нет, все не правда и мне все кажется, а следом говорит что то о детях (то, что не является правдой) и на моё возражение заявляет, что я просто их так не могу чувствовать и так хорошо не знаю и не понимаю их, как она... Повторюсь - зову её пару раз в неделю, просто, чтоб её не обидеть (она звонит и говорит, что целыми днями смотрит наши фото и плачет, скучает). Но каждый её приход для меня это мой психоз до тряски и отхожу я потом от неё ещё сутки и от детей какое то отторжение после того, как она всех их затискает - звучит ужасно, но ничего не могу с этими эмоциями поделать.
Как с этим быть? Не звать? - Это не правильно... Звать реже? - она страдалицу включает.... Попробовать её полюбить? - пыталась - не получается... Или как то научиться негативную реакцию на неё убрать? - пыталась, но она ещё сильнее начинает провоцировать меня своими фразочками...
Помогите выбрать правильный выход из данной жизненной ситуации!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга.
Муж меня понимает, говорит не обращать внимания, говорит что она сама себе придумала, что нашей жизнью живёт и сама в это поверила,и переубедить её в этом не возможно. - если, оставшись одна, свекровь сформировала для себя сверхценные для нее убеждения и поверила в них искренне - то и вы и муж изменить мировоззрение свекрови не сможете, и психологи не смогут. Более того, практика показыввает, что попытки использования рациональной аргументации в борьбе со сверхценными убеждениями к положительному результату не приводят. Это стоит принять как факт, как неизбежное зло, как плохую погоду, которая инода бывает на улице.
Попробовать её полюбить? - пыталась - не получается... - это столь же невыполнимая задача, как и попытка измененяи мировоззрения свекрови. Продолжая аналогии с погодой, - невозможно полюбить зиму на Колыме, если вам нравится Средиземноморье.
Или как то научиться негативную реакцию на неё убрать? - пыталась, а вот это похоже на правильное направление поиска решения. Представите себе, что свекровь - это как бы аллерген, и если там, где вы живете невозможно избавиться от этого аллергена (как, например, невозможно в средней полосе избавиться от цветения берез и трав) то надо выбрать поведенческую схему, позволяющую минимизировать попадание аллергенов в организм, и набор препаратов, позволяющих десенсибилизировать организм и купировать действие аллергенов, все же попавших в цель.
На уровне практического совета могу предложить вам проработатьь с психологом последствие той травмы, которую нанесло вам поведение свекрови 10 лет тому назад. Ведь по отношении к той истории вполне очевидно, что вы победили, и у вас есть реальная своя семья, любящий и заботливый муж и дети, а она проиграла, и осталась в полном одиночестве, и пытается своими фантазиями хоть как-то это это свое поражение прикрыть а пустоту заполнить. Поэтому вы можете позволить себе проявить милость к проигравшей свекрови с позиции  победителя, не изображая любви к ней, но проявляя умеренную терпимость.
А после того, как проработаете последствия старой травмы и примите себя в позиции  проявляющего милость победителя на хоолдную голову сможете свободно выстраивать границы в удобном для вас виде, и это не будет вызывать у вас столь силные эмоции