спрашивает: Варя (Москва)
Добрый день. Конфликты и непонимание с дочерью (ей 16). Не знаю как быть.  Мне хотелось бы, чтобы выполнялись какие-то мои бытовые просьбы: разобрать посудомойку, убрать за кошкой и т.п. она все оставляет на потом, а потом делаю я. При этом ничем не занята: доп занятий нет, в школе не очень старательна, не гуляет, много спит (даже постель себе не стелит). Ей приходится присматривать за младшим братом (иногда отвести в сад, уложить спать, 7 раз в мес), теперь и это минимизировали, только уложить спать. Уже пробовала: договариваться, распределяя обязанности (в результате у нее обязанностей практически не осталось), мат поощрение, ругаться, наказывать с отбиранием телефона, лаской, уговорами, обнимашками, игнором... Ничего не работает. Не могу найти, что могло бы ее замотивировать: ничего не хочет, ничего не нравится и т п. Могла бы оставить ее в покое, но надо закончить 9 классов и выбрать колледж, но не учится, не готовится к экзаменам, и куда поступать не знает... Мне кажется, что я не ограничиваю ее свободу выбора, не влезаю в личное пространство, не навязываю свое мнение. Но отдачи никакой... Еще и грубит, хамит. Обе чувствуем дискомфорт. Но решить конфликты самостоятельно не получается

Ответы и советы психологов
Психолог
Можно  походить с дочкой  к психологу, изначально - вместе, на совместные консультации - "давай вместе с психологом поговорим - как же нам всем жить дальше, потому что  сейчас мы не можем с тобой договориться - может быть мне надо что-то поменять, давай сходим на несколько встреч".
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Варя! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Между Вами уже есть сформированный стиль отношений, где нет последовательности и к тому же дочь уже не ребёнок,а  подросток, которым уже не так просто управлять. И Ваши отношения тоже должны измениться, учитывая и её возраст, то, что она взрослеет, перестает быть более удобной и подчиняемой.
На всём протяжении взросления, ребёнок сталкивается с кризисами (и его родители), такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание своего ребёнка.
Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.