спрашивает: Ольга (Красноярск)
Приветствую вас.. Я Ольга, мне 33 года. С детства меня мучает одна моя особенность.. Я очень замкнутый человек, и очень от этого страдаю. Мне очень плохо в полном одиночестве, я его не выношу. Мне это очень мешает в жизни: когда прихожу в любой новый коллектив, как обычно люди начинают знакомиться, интересуются мной.. (это обычный интерес, такой интерес проявляют все люди и к любому другому человеку тоже). Но это такая пытка для меня.. Я сразу же мечтаю об окончании рабочего дня.. Все последующие рабочие дни для меня становятся адом- коллектив интересуется новенькой коллегой, а я что- нибудь вру в ответ на вопросы мне, вру сквозь зубы и еле сдерживаю агрессию, чтоб не стукнуть вопрошающих! Но я ни за что не готова раскрываться в этом плане перед людьми!! Поэтому приходиться врать! Но врать я тоже терпеть не могу.. Вопросы типа: где раньше работала, на кого училась, есть ли парень или муж, дети и т. д. Но я ни за что не готова раскрываться в этом или любом другом плане перед людьми!! В общем меня хватает на месяц- полтора работы в этом месте, потому что ненавижу врать, меня раздражает то что у людей сложен неверный портрет обо мне в результате этого вранья! То есть я терплю до первой зарплаты, потому как всегда устраиваюсь на работу только ради денег. И потом с удовольствием сбегаю от этого кошмара.. Приходится врать, идти против себя, лишь бы только не увидели меня "настоящую"... Так происходило на любой работе, учебе.. Я сама в любом коллективе другими почти не интересуюсь, мне обычно итак видно что из себя представляет тот или иной человек и у меня не возникает желания что- либо еще про него узнать. Ну и к тому же я знаю что задай я про него ему вопрос- начнутся встречные вопросы в мой адрес! Поэтому я намеренно никем не интересуюсь, дабы люди не желали со мной связываться, но они все все равно хотят обо мне что- то узнать! Эта особенность проявляется у меня не везде. Допустим так не происходит, если я познакомилась с людьми во всемирной паутине. На встрече с таким человеком я свободно и охотно рассказываю о себе, когда меня спрашивают. И также свободно интересуюсь личностью собеседника- никаких преград вообще! Не могу понять почему так. То же самое с родственниками, с семьей.. Здесь я свободна и у меня не возникает желания закрыться. И заметила- если допустим я пришла в новый коллектив допустим с сестрой, допустим мы с сестрой попали в одну группу в летнем лагере для детей- то в этом случае я ощущаю себя полностью в своей тарелке! Я ни от кого не закрыта, со всеми свободно общаюсь и мне комфортно видеть свою сестру в том же коллективе. Но когда я ехала туда, я думала что нас распределят в разные группы, ведь мы не ровесницы, мне тогда было лет 14, и я уже в пути туда в автобусе ото всех других детей была закрыта, сидела одна, ни с кем не разговаривала и страдала в одиночестве (сестра была в др. автобусе). Помню что когда мне было лет 10- я и без сестры могла свободно общаться с любыми чужими людьми, особенно своего возраста, а потом лет в 15 я решила закрыться ото всех.. Никакие события этому не предшествовали- ничего такого травмирующего не случалось. Сейчас я взрослая женщина, хочу найти себе парня уже наконец, или друзей и страдаю от того что это невозможно, т.к. не хочу себя открыть:( Спасибо, что прочитали.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Вы не просто так решили закрыться от всех. Это был подростковый возраст, что тогда происходило?
Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!