спрашивает: Анна (Москва)
Моя дочь 12 лет не отвечает на уроках, молчит даже когда к ней обращается учитель. С классом и учителями конфликтов нет. Говорит,что просто боиться и не может ничего поделать с этим

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый  день Анна!
Если у ребёнка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают задачки и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первая встреча в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
С высокой долей вероятности могу предположить что у вашей дочки не хватает "внутреннего поддерживающего объекта" который можно помочь ей сформировать в процессе психотерапии. Но - в любом случае нужно с ней сейчас поговорить. Подростковый период очень важен для формирования психики человека и люди умеющие непринудённо налаживать эмоциональные связи со сверстниками в этом возрасте  оказываются статистически значительно более успешными нежели десоциализированные.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Марина! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
На всём протяжении взросления, ребёнок сталкивается с кризисами (и его родители), такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание своего ребёнка.
Сейчас у неё подростковый возраст - а это тоже кризис. Но, у неё есть уже то поведение и реагирование, которое уже закрепилось, поэтому предстоит работа с психологом, направленная на поднятие самооценки, понимания себя, саморефлексии.
Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Психолог
Добрый день, Анна!
Застенчивость и стеснительность, граничащие с нерешительностью - следствие низкой самооценки и неуверенности в себе. Это очень частая проблема подростков. Однако, все это решаемо. Хорошо, что Вы сами обратились за помощью, ведь Ваша дочь не сможет начать с психологом без Вашего согласия, а поддержка мамы в этом вопросе - большой залог успеха. Выбирая специалиста будет не лишним спросить мнение дочери, ведь от ее желания решить свои свои проблемы зависит очень многое, если не все. Если захотите обратиться ко мне, буду рада помочь. Работать можно он-лайн.