спрашивает: Екатерина (Челябинск)
Сыну 7 лет. Первый класс. Не хочет учиться, на уроках занимается своими делами, не слушается ни дома ни в школе. НА мои уговоры никак не реагирует, обманывать начал. Уже не знаю что делать руки опускаются

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Екатерина, здравствуйте!
Понимаю Вашу ситуацию и обеспокоенность. Вам хочется чтобы с сыном были хорошие отношения, чтобы он понимал Вас и Ваши просьбы, чтобы Вы знали, какие слова ему сказать, чтобы он услышал Вас и сделал так, как полезно для него.
Но Вы пока не знаете таких слов, которые бы он услышал, пока Вы пытаетесь его поменять, он выдает такое сопротивление, что полагаю, что Вы уже задумываетесь над физическим воздействием или же даже его применяете, но и это не дает результат, а только усугубляет ситуацию.
Что делать? Искать такой подход, который будет работать. А чтобы его найти, нужно поменять свое состояние, Екатерина, пока Вы взаимодействуете с сыном из имеющегося напряженного и раздраженного состояния , а может и из состояния страха, что снова будет плохой результат и Вы уже не представляете, как его в школу отправить и как добиться от него домашнего задания. Когда мама в таком состоянии , то и набор инструментов в взаимодействии с сыном будет очень скуден, манипуляции, крик, угрозы, отчаянье .
Поменять состояние можно с психологом, выявить , какие эмоции сейчас преобладают и как их изменить, после можно подбирать методы взаимодействия и воздействия.
Если мои условия работы Вам подходят, можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, я работаю с родителями детей с особенностями поведения. Контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте.
Здесь самое главное, разобраться, проблема психологическая с поведением ребенка или проблема медицинского характера, где есть нарушения в функционировании определенных зон мозга, регулирующих процесса внимания, самоконтроля, понимания ситуации.
Также, если проблема возникла с самого начала, то, возможно, не сформирована мотивация к учебной деятельности. Мотивация к учебной деятельности у ребенка формируется заранее, уже в детском саду. Ребенок получает заранее представление о том, что будет школа, как там все происходит и для чего она.
Если мотивация не была сформирована, значит, нужно начинать с нуля, объясняя ребенку правила поведения в школе, на уроках и для чего все это.
Если у сына и до школы были проблемы в детском саду с импульсивностью, невнимательностью, то имеет смысл обратиться к десткому неврологу и психиатру. Если здесь все в порядке, то можно обойтись совместной работой с психологом. Психолог поможет вам выстроить взаимоотношения с сыном, сформировать мотивацию к учебной деятельности
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Да, такое поведение, может быть отражение того, что сейчас у него период адаптации, а этот период сопряжен с массой чувств и эмоций — адаптация к детям,  к саду, к учительнице, к укладу, к позиции школьника, к ответственности и заданиям!
Такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание сына.
Кризисы — нормальны! Это и есть взросление. Вы тревожитесь, потому что не знаете как ей помочь, поэтому и Вам тоже нужно разобраться в том, что происходит с ней и научиться выстраивать с ним близкий эмоциональный контакт и общаться тоже с психологом, чтобы он помог Вам понимать сына.
При последовательной и спокойной реакции родителей, подобное проблемное поведение не закрепляется, как средство манипуляции ребёнком эмоциями родителей. Но, если он начинает отмечать, что родители теряются, чувствуют себя неуверенно, когда ребёнок так себя ведет, то он начинает запоминать это поведение и поэтому оно может сохраняться дальше. Так получается, что ребёнок в это время становится сильнее родителей, а родители более бессильны.
Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Психолог
Добрый день, Екатерина!
Чтобы решить проблему, надо прежде всего понять причину такого поведения. Он не хочет учиться потому что ему не интересно, например, он уже много чего знает из того, что ему объясняют (что бывает нередко в первом классе)? Потому что учитель объясняет не интересно и не доступно для маленького ребенка (что бывает еще чаще)? Потому что он не смог установить хорошие отношения с учителем и (или) одноклассниками? Есть кто-то, кто его обижает в школе? Мягко ли прошла адаптация к ней? Какая обстановка внутри семьи (часто ли происходят ссоры и конфликты)? Не было ли в ближайшее время переезда? Как видите, причин такого поведения может быть не мало, и это еще далеко не все. Чтобы Вам помочь, важно понять, какая именно причина у Вашего ребенка и работать, отталкиваясь уже непосредственно от этого. Предлагаю разобраться во всем этом вместе. Буду рада помочь. Работать можно он-лайн.