спрашивает: Арина (Москва)
13 лет назад муж бросил меня и сына. Я все жду, что он одумается и признает , что был не прав, начнет помогать сыну алиментами. Когда сыну наступило 14-летие я и он позвонили бабушке (матери мужчины) и хотели наладить хотя-бы общение по телефону на регулярной основе. Бабушка осведомилась у сына, , он ей сообщил, что у него нет ни от кого детей. Она верит сыну, послала меня далеко, на письмо внука не ответила. Мужчину в суд на признание отцовства я не смогу привлечь, , так как у меня нет доказательств совместного проживания и ведения хозяйства ( мы снимали квартиру до беременности, которая наступила очень быстро, а потом он ушел). Я понимаю, что я просто дурочка, которую поматролиси-и - бросили. . Мужчина, видимо совершенно искренне забыл, и меня, и моего ребенкаа или просто из жадности врет своей матери. Сейчас в 2021 году очень тяжело с деньгами стало, - сын студент-архитектурного, ипотека, а работу после кризиса я смогла найти не по специальности и на 30% доход от прежнего. у меня не было больше любовников за 13 лет, так как я непривлекательна очень ( нет денег и мне 50 лет). Так тягостно понимать, что он был единственным лучом в света в темном царсnве рутины и быта, то природа не наделив меня манкостью и не наделила меня умом, чтобы понять, ч то мои бабьи годы были коротки и дальше только рабский труд за мизерные деньги, вечная ипотека, проблемы и долги. Хорошо, , что сыну хоть квартиру построила. он будет легче жить. Я прирабатываю в интернет-магазине все часы, когда не работаю в смену, постепенно долги гашу, но сил моих больше нет, а тут еще эти мысли, что если бы я была поумней и не связалась с мерзавцем все было-бы лучше, как у всех. Как мне перестать мечтать, что муж может вспомнить о сыне и начать ему помогать ( он уже 17 лет не помогает, а значит и никогда не будет помогать). Умом понимаю, но принять не могу никак. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здрпвствуйте, Арина!
Ваше эмоциональное состояние очень тяжелое и надо с ним скорее разобраться.
Вы уже 13 лет живете в состоянии травмы после расстования с отцом ребенка. 13 лет- это очень большой строк, и все это время Вы переживаете, истощая свою нервную систему.
Поэтому в первую очередь порекомендую Вам обратиться к неврологу, чтобы помочь организму. Расскажите об истощении, усталости, мрачных мыслях.
Также рекомендую проверить здоровье в целом, особенно женское и гормоны.
Ну и обязательно начать кропотливую и систематичную работус психолом. Множество аспектов требуют проработки: никая самооценка и отсутсвие ощушения своей ценности и значимости, ощущение непривлекательности и своего недостоинтсва, чувство вины, самобичевание, депрессивные мысли, мысли о том, что жизнь уж прожта и прожита плохо, а дальше только хуже:
ч то мои бабьи годы были коротки и дальше только рабский труд за мизерные деньги, вечная ипотека, проблемы и долги.
, и главное- трамву утраты и предательства. Работа педстоит большая, но если приложить время, силы и желания, то это все абсолютно возможно преодолеть.
Итак, записывайтесь:
к терапевту
к гиенкологу
к неврологу
Эти три специалиста- прямо срочно, в самые ближайшие дни!
и к психологу.
К психологу Вы можете попасть как и на бесплатный прием  в службу психологичской помощи населения в Москве  (запись на сайте www.msph.ru., там же и телефон и телефон доверия), так и обратиться ко мне или к любоиу другому психологу на этом сайте.
С психологом тоже не тяните.
Сделайте жест заботыи любви к себе, пусть это так и непривычно для Вас. Здоровая и счастливая мама сделает счастливым и Вашего сына.
Успехов Вам и всего доброго!
Психолог, семейный психолог
Арина, здравствуйте!
Тяжелое письмо, понимаю, как Вам тяжело.
Вы вините себя и чувствуете жертвой обстоятельств? Вы живете в прошлом, в не приятных эмоциях, в обиде на мужчину, в обиде на себя . Арина, это очень много сил требует, возвращаться мысленно назад и мучать себя тем, что уже не изменить. Вы уже сделали свой выбор мужчины, а мужчина сделал свой выбор. Арина, сколько Вы еще будете мучать себя этими мыслями? сколько Вам еще нужно страдать, чтобы признать факт, что прошлое не верешь и человека не изменишь?
Арина, а куда можно направить ту энергию, которую Вы направляете на прошлое? Если направить свое внимание на свое настоящее? Если посмотреть, что Вы приобрели? Может быть сын, это Ваша радость и гордость? может сын это возможность проявить свою любовь к близкому человеку? Арина, уверена, что положительные моменты есть. Важно их увидеть.
Вы сильная личность, Вы самостоятельно справились с материнством, приобрели квартиру , Вы продолжаете жить. Похвалите себя за это. Понаблюдайте за своими отношениями с сыном и почувствуйте, что в них ценное для Вас. Живите настоящим.
Что же касается алиментов, Вы можете проконсультироваться с юристом, может можно сделать тест дНК в судебном порядке и ели отец он, то судебные издержки он будет погашать. Но это вопрос юридический, его с юристом обсуждайте.
А психологический вопрос, это вопрос состояния и здесь я дала рекомендацию. Выходите из состояния жертвы, признайте, что родить ребенка, было Вашим выбором и Вы все делали для того чтобы дать заботу для сына. Вы делали все возможное и похвалите себя за это. Направляете внимание на настоящее и на будущее . Не пытайтесь изменить чужое решение, не пытайтесь изменить другого человека.
Ваш сын любим Вами и это главное.
С уважением,
Елена