спрашивает: Ольга (Москва)
Ребёнку 2.5 года. Ходит в сад 5 месяцев. Сейчас начала закрывается в саду. Не хочет играть ни с кем в саду. На все просьбы воспитателя, не реагирует. Пытается сесть за стол и залипнуть. Но обеда успевает поспать за столом. С ложки отказывается есть пока не подойду и не покормят. На этом фоне воспитатель нервничает, что она сама не ест и не активна и ругает её. Она молча плачет. Дома другой ребёнок, активный, танцует. Песенки напевает, дерётся с братом. Вообщем до такой степени активна, что спать и в 10 не уложишь. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Чем было обусловлено то, что ребёнок пошёл раньше 3 лет в сад?
Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Да, такое поведение, может быть отражение того, что сейчас у неё период адаптации, а этот период сопряжен с массой чувств и эмоций — отделение от мамы, адаптация к детям,  к саду, к воспитательнице, к укладу.
Такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание дочери.
Кризисы — нормальны! Это и есть взросление. Вы тревожитесь, потому что не знаете как ей помочь, поэтому и Вам тоже нужно разобраться в том, что происходит с ней и научиться выстраивать с ней близкий эмоциональный контакт и общаться тоже с психологом, чтобы он помог Вам понимать свою дочь.
Следует учитывать и возраст ребёнка! Для его возраста, нормальна такая реакция! это говорит о том, что ребёнок ещё не вступил в кризисный период отделения от матери!
Он пока в эмоциональном симбиозе с Вами, с мамой. Вы для него пока не как отдельный человек — а как продолжение его самого! И поэтому он тянется к Вам, а когда Вас нет, то для него да, трагедия, когда Вы исчезаете из поля его зрения — он остается один, ему страшно, пока он не может понять границы своей личности и это естественно и нормально. Этот возраст будет к 3 годам, когда ребёнок будет и эмоционально отделяться от матери.
В саду Есть психолог, обратитесь у нему — он сможет понаблюдать за ребёнком в группе, сможет дать рекомендации воспитателю и Вам, как помочь ребёнку сейчас переживать это время!
Психолог
Здравствуйте Ольга!
Ваш ребенок совершенно нормальный и я бы сказала все что с ней происходит замечательно. До 3 лет у детей бывает такое, некоторые не могут играть с другими детьми, другие плохо кушают, третьи не хотят общаться с чужими взрослыми и это прекрасно, он потихоньку адаптируется в среде. Не вонуйтесь, играйте дома, учитесь, говорите что садик это классно, вообще побольше разговаривайте о жизни с ней развивайте ее эмоциональный интеллект . Приходите ко мне на консультацию по Скайпу - жду вашего письма и решения  elena_gurova@mail.ru