спрашивает: Валерий (Санкт-Петербург)
Не могу вернуть себе чувство радости и счастья в жизни. Очень люблю свою семью, своих детей – их двое, свою жену. Несколько лет назад изменял жене, дурь в голову ударяла, появилось много свободных денег и ... весь такой крутой был. Слава богу одумался. Год назад была трудная жизненная ситуация, жена поддержала во всем, показала себя реально с лучшей стороны. Сейчас у нас все наладилось, все хорошо, благополучие вернулось в наш дом. Но периодически я начиная все перематывать – пережевывать и понимать какой я был кретин, и что мог все разрушить. И эта жвачка меня преследует. Я понимаю, что прошлого не вернешь, но что делают люди в такой ситуации, если осознали свою глупость, но простить себя не могут.

Ответы и советы психологов
Психолог
Люди завязанные на религию скажут вам - "ПокайсЁ, Хрешник АкОяныЙ!"
Причём кому-то помогает. На какое-то время. Но не всем. И не всегда. И как правило ненадолго - придётся снова и снова к попу на исповедь бежать каждое воскресенье.
Но более здравый вариант - поработать с психологом - и с вашим чувством вины разобратся, и подумать что вам можно сделать чтобы оно вас не мучило.
То есть не просто "убедить вас - она сама дура во всём виновата" или другими патологическими способами "задирать вашу самооценку ввысь"  - а действительно разобраться с причинами и подумать как минимизировать последствия.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Валерий!
"прошлого не вернешь," - но с ним можно что-то сделать, разобраться
Не тащить его в будущее
Готова к сотрудничеству
Психолог
Добрый день!
что делают люди в такой ситуации, если осознали свою глупость, но простить себя не могут.
То же самое, что и в ситуации, когда осознали чужую глупость, но не могут простить другого...)
Прощают )
А для этого надо отделить прощение как упрощение своего отношения к ситуации от последующего наказания за сделанное.
Делали нечто Вы не по злому умыслу, а из невежества. Осознав своё невежество, Вы прекратили это делать. Всё просто )
А то, чем сейчас заняты - это Ваша попытка наказать себя за сделанное. Именно этим - чувством вины - люди чаще всего себя и наказывают...
С точки же зрения психолога такое наказание неконструктивно ) Конструктивное наказание - такое, благодаря которому Вы более не будете так поступать в будущем.
Вот над этим имеет смысл поработать: возможно, с психологом. Так что обращайтесь - с удовольствием помогу )
Психолог
Здравствуйте,Валерий.Вы правы,отпустить прошлую не приятную ситуацию мешает чувство вины.Это значит,что важно освободиться от этого переживания,проговаривая его с психологом(первый вариант).И более основательный вариант-ослабить чувство вины в разы,работая,например,с психоаналитиком,в личной разговорной терапии.Это более дительный процесс,но он меняет характер и навсегда ослабляет чувство невротической вины(делает самооценку выше,а Вас мудрее).Самостоятельная работа с чувством вины мало эффективна,так как,вина является частью характера с раннего детства и встроена в личность посредством детского воспитания.Обращайтесь.